Автомобильное ополчение
22 ноября, 14 и 21 декабря в стране прошли акции протеста автомобилистов против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок. В северной столице инициаторами митингов и автопробегов выступали объединения автомобилистов «Свобода выбора»: петербургская организация (лидер Алексей Шумак) и петербургское отделение межрегионального общества (лидер Александр Расторгуев). С последним «Новая» побеседовала о причинах массового недовольства водителей, об отношении власти к протесту и о возможных сценариях развития событий.
Пошлины новые — грабли те же
— Александр, почему ваша организация протестует против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок?
— Пошлина на самый ходовой товар, машины от 3 до 5 лет, вырастает в два-три раза. То есть если до сих пор хороший легковой автомобиль этой категории стоил 350 тысяч рублей, то в январе цена вырастет до 700–800 тысяч!
В категории 200–400 тысяч останется только ВАЗ. Но дело в том, что тот, кто попробовал посидеть за рулем иномарки, на ВАЗ снова не сядет — как никто не будет покупать тухлое мясо, если свежее станет чересчур дорогим. Водители будут копить на новую иностранную машину, импортную или нашей сборки (последние сейчас стоят от 800 тысяч до миллиона) или до последнего ездить на тех старых, что у них сейчас. Как вы понимаете, изменения особенно сильно ударят по людям среднего достатка, тем более в условиях кризиса, когда нет возможности взять кредит под приемлемые проценты.
Ввозить же иномарки старше пяти лет будет вовсе запрещено.
Особенно здорово достанется малому и среднему бизнесу: мини-вэны, внедорожники, прицепы и фуры, строительный транспорт вроде автокранов в России вовсе не производят (или производят очень плохие) — а покупать за границей новую технику многим фирмам будет не по карману.
Самое печальное, что мы второй раз наступаем на те же грабли: в 2003 году «для поддержки отечественного производителя» уже повышали пошлины, сначала временно, потом их сделали постоянными. ВАЗ обещал за три года сделать новую, конкурентоспособную машину. Ничего у них не получилось. Между тем люди продолжали покупать иномарки, только по более высоким ценам; разницу государство клало себе в карман. Поэтому надежд, что в этот раз лоббирование интересов ВАЗа принесет какие-то плоды, практически нет.
Тем более что фактически это делается даже не столько в интересах отечественного производителя, сколько в интересах крупных фирм — официальных дилеров новых иномарок.
— Каким образом?
— Доля новых иномарок от общих продаж легковых автомобилей на российском рынке поднялась с 27% в 2005 году до 55,6%, а доля подержанных иномарок упала с 18 до 11,8%! Очевидно, что настоящей угрозой российскому автопрому являются именно новые, а не подержанные иномарки. Однако пошлины на их ввоз не изменятся вовсе!
При этом продажей 80% новых иномарок в России занимаются отечественные производители автомашин. Т. е. фактически сами выбивают почву из-под ног собственных производств.
Кроме того, 21 ноября Госдумой принята поправка к закону об НДС, в результате которой отменяется двойной НДС при схеме «трейд-ин» — это обмен старой иномарки на новую с доплатой. «Трейд-ин» сейчас начнет бурно развиваться, а значит, те же дилеры выпустят на рынок подержанные иномарки, которые набегали свои три-пять лет уже по российским просторам. После грядущего повышения пошлин они не встретят никакой конкуренции, и цены можно будет задирать. Итог: те несколько миллионов россиян, что жили за счет частного маленького импорта б/у автомобилей, потеряют средства к существованию; дилеры станут еще богаче; российскому автопрому это никак не поможет.
«Одна организация» взялась за автомобилистов
— Понятно, что в Приморье, где значительная часть населения живет за счет импорта подержанных иномарок, протест наиболее силен. Возможен ли в Петербурге рост недовольства, пусть даже не такой, как во Владивостоке?
— Вполне возможно, после Нового года. Просто сейчас у людей нет информации, а когда цены на машины подскочат по-настоящему, народ трудно будет убедить, что это в его же интересах. Телеканалы ничего не передают о наших акциях, не доносят нашу точку зрения. В Петербурге только 100ТВ решился нас показать. Но после того, как в Приморье в воскресенье избивали журналистов, разбивали их камеры, наша позиция может стать им ближе…
Когда я после задержания на акции 21 декабря оказался в отделе милиции, его сотрудники почему-то были уверены, что мы протестуем против «запрета на ввоз автомобилей с правым рулем» и их это не коснется. Когда я объяснил, что речь давно уже идет не об этом, они очень удивились.
А во Владивостоке местный ОМОН отказывался бить и задерживать митингующих — потому что милиционеры сами ездят на тех же машинах. Пришлось привозить ОМОН из других регионов. Но на всю страну его не хватит: когда понимание ситуации дойдет до населения во всей полноте, протест будет не удержать.
— А вы пытаетесь как-то распространять информацию?
— Само собой, но это встречает сопротивление, даже в интернете. Сначала все наши акции мы планировали и организовывали через форум на сайте японских автомобилей drom.ru. Туда же стекалась и вся сопутствующая информация. Однако 18 декабря, за три дня до последней акции, все посты о ней с форума исчезли, по объяснению админов — «в связи с настойчивыми требованиями одной организации». «Одна организация» пытается чистить и Живой журнал. Сейчас все обсуждение переместилось на Райт.Орг.
— Как питерские власти относятся к вашим акциям?
— С каждым разом все хуже. 22 ноября ГИБДД даже помогало нам в организации движения. А 14 декабря начали задерживать людей, двоих избили при задержании. К счастью, у них сохранилась видеозапись этого, и когда они ее показали в суде, их немедленно отпустили. Накануне акции 21 декабря ко мне милиционер приходил домой, взял бумагу о том, что я знаком с законом об экстремизме. А после митинга сразу задержали за якобы «антиправительственные лозунги» на моей «газели». Через полтора часа выпустили, без всякого суда — но я все-таки вытребовал у них протокол. А 40 машин проехали колонной по городу, с лозунгами «С Новым годом, Владивосток!» — придраться было не к чему, поэтому ГИБДД приходилось их пропускать. Правда, двоих водителей задержали якобы за «нецензурную брань».
— Как по-вашему, недовольство автовладельцев ограничится грядущим повышением пошлин или причины протеста лежат глубже?
— Само собой, мы понимаем, что пошлины — это не исключение из правил. И от экономических требований люди постепенно идут в политику. Народ выгоняют на улицы — а потом силой выгоняют с улиц. Ведь мы, автомобилисты, — это только цветочки, хотя уже и выходим с лозунгами против, например, повышения тарифов ЖКХ. Думаю, после Нового года люди выйдут: пенсионеры, все уволенные с работы — когда увидят счета за газ, телефон и т. п. и поймут, что платить нечем. Вся стабильность, о которой так долго и упорно говорили, быстро закончилась, когда нефть перестала стоить 140 долларов за баррель.
Беседовал Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Досье «Новой»
Александр Расторгуев — майор запаса. 23 года отслужил в автомобильных войсках и ушел, не дослужив даже до пенсионных лет, в 1999-м. Офицерам практически не платили зарплату, и приходилось «бомбить» на собственной машине, чтобы содержать семью. Уже семь лет работает водителем. С весны 2008 года — лидер петербургского отделения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».