У кехмана нет слов
Если пессимистично оценивать результаты коллективного обращения артистов Михайловского театра к российскому президенту и прочим влиятельным лицам, то, видимо, можно считать, что оно обернулось пшиком: лица не отреагировали до сих пор. Если, напротив, рассматривать эти итоги с долей здравого оптимизма, то письмо, оставшись без ответов и комментариев, тем не менее немало изменило за кулисами бывшего императорского театра.
На этой неделе отказался комментировать «Новой» письмо артистов главный и непосредственный виновник его появления — генеральный директор Михайловского театра и по совместительству фруктовой компании JFC Владимир Кехман. «Отвечать не на что, — резюмирует администрация театра. — Те вопросы, которые были затронуты в послании танцоров и солистов президенту Медведеву и другим высокопоставленным адресатам, на данный момент сняты».
Напомним, еще в ноябре 2008 года при публикации письма артистов (см. № 88 за 2008 год) редакция «Новой» обратилась за комментариями к председателю городского Комитета по культуре Антону Губанкову и Владимиру Кехману (были направлены официальные запросы). Смольный сразу заявил, что «считает неэтичным комментировать сведения, приведенные в анонимных письмах», а «подписей под текстом нет». Подписанты действительно не называли своих имен ни театральному начальству, ни петербургским чиновникам, справедливо опасаясь репрессий со стороны администрации. Это единственное, на что обратили внимание в Комитете по культуре, хотя послание артистов изобиловало документально подтвержденными фактами о реальном положении дел в Михайловском театре, а также фактами, связанными с небезупречной деятельностью руководителя этого храма искусства Владимира Кехмана.
Сам Кехман пошел более длинным путем. Сначала директор и его окружение пытались представить обращение с 49 автографами («Новая» располагает копией) «фальшивкой» и «анонимкой», а его содержание — чьей-то инсинуацией. Но доказать, что автографы оставили некие фантомы, а не артисты театра, не удалось. Никак не комментируя факты, изложенные в тексте, в Михайловском театре, как говорят, настойчиво выясняли, кто авторы письма, сколько их, в чей адрес оно отправлено?
14 декабря в здании на площади Искусств, 1, прошло общее собрание коллектива. Как рассказали «Новой» работники театра, присутствовавшие на собрании, в первые минуты директор начал общение в своей обычной манере. Однако осекся, когда увидел, что недовольных гораздо больше, чем он предполагал. «Тогда Владимир Абрамович сделал вид, что ничего не знал о том, что в театре происходят несправедливые и дикие вещи», — свидетельствуют артисты.
Уже тогда директор пошел на первые уступки подчиненным. В том числе пообещал, что в театре будет и музыкальный, и художественный руководитель (обязанности которого в последние месяцы Кехман возложил на себя). Посулил вернуть Елену Образцову, правда, только в качестве консультанта (Елена Васильевна оставила должность художественного руководителя оперы Михайловского театра 1 октября 2008 года).
Накануне новогодних праздников Образцова и впрямь подписала контракт с театром на работу советником по художественным вопросам. Непременными условиями возобновления сотрудничества с Кехманом оперная дива назвала: назначение главного режиссера, главного дирижера и художественного руководителя Михайловского театра. Ранее Кехман утверждал, что театр может прожить и без этих руководящих фигур. К тому же Образцова выразила надежду, что впредь директор Михайловского будет советоваться с ней до, а не после принятия решений о репертуарных планах.
В конце декабря председатель Комитета по культуре Антон Губанков подтвердил, что художественный руководитель в театре будет назначен в течение месяца. Как отметил Губанков, «сложилось ясное понимание того, что каждый должен заниматься своим делом. Владимир Кехман сохранит за собой пост директора-менеджера, а художественной политикой займется новый творческий лидер».
— Не нужно воспринимать процесс выбора и назначения как простую техническую процедуру, — предостерег на днях корреспондентов «Новой» председатель комитета по культуре Антон Губанков. — Нам не хотелось бы допустить здесь ошибку. Мы предполагаем, что художественный руководитель Михайловского театра появится в самом начале 2009 года. Однако, учитывая, что процесс поиска руководителя непростой и связан с серьезными переговорными процессами, процедура может чуть-чуть затянуться.
Сегодня Кехман и его команда утверждают, что среди артистов больше нет недовольных происходящим в Михайловском театре.
— Если раньше у солистов и балета были какие-то негативные замечания, то теперь их нет, — уверена пресс-атташе Михайловского театра Наталья Кардаш.
Мнения артистов сейчас действительно услышать сложно: большая часть труппы находится на гастролях за рубежом.
Однако, как удалось выяснить «Новой», ни от своих слов, ни от требований авторы обращения не отказываются. Преждевременно и опрометчиво считать их довольными итогами деятельности Кехмана. Позиция артистов скорее выжидательная: исполнят ли обещания? Как будут дальше развиваться события в театре? Ответа из Москвы они уже не ждут. Письмо артистов Михайловского театра вызвало много откликов, действий, скандалы, пикеты. Может, не так уж и важно, что на него никто не ответил на бумаге.
Нина ПЕТЛЯНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА
Мифы и легенды площади искусств
О художественном руководстве Владимира Кехмана в Михайловском театре давно уже рассказывают «черные» анекдоты. Вот только некоторые из них.
***
Говорят, что на одной из репетиций фруктовый король расположил свои ноги в кроссовках прямо над оркестровой ямой. Возможно, он уже тогда представлял себя главным дирижером и собирался таким образом дирижировать? В конце концов, хорошие дорогие кроссовки — чем не дирижерские палочки? Исторический момент решил запечатлеть на камеру своего мобильного телефона один из солистов, но Кехман заметил фотоохотника и тут же лишил музыкантов удовольствия лицезреть элитную спортивную обувь.
***
Однажды один из руководителей (оставшийся еще от прежней администрации Михайловского театра) рассказал Кехману анекдот про учителя пения:
«Бегемот приходит на урок к учителю пения. Тот ему на рояле что-то играет. Пытается показать гаммы. Объясняет, как надо петь. А бегемот открывает пасть, но ничего у него не получается. Учитель кидает ему в пасть табурет, чтобы он замолчал. Бегемот проглатывает табурет и поет дальше. Учитель кидает стол. Потом рояль. Бегемот только шире пасть открывает и все проглатывает. Заканчивается тем, что бегемот съедает самого учителя пения. Потом выходит за дверь. Открывает пасть, и оттуда доносятся прекрасные звуки…»
Человек, рассказавший этот анекдот, в театре больше не работает.