Финны отступили из выборга
Выборг, который всегда считался самым финским из всех российских городов, может лишиться этого звания. Казавшемуся бесконечным потоку туристов из Финляндии в приграничный Выборг и далее в Петербург могут помешать всего лишь изменения в правилах Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
На смену железному занавесу приходит бюрократический
С первого дня нового года гостиницы обязаны регистрировать финских граждан всякий раз, когда они заселяются в отель. Это распространяется на тех туристов и бизнесменов, которые прибывают в нашу страну в надежде посетить не один Выборг, а побывать также в других городах Ленинградской области или Петербурге. С 1 января 2009 года эти граждане должны регистрироваться в каждой гостинице, где им придется остановиться. Сбор составляет от 60 до 150 рублей, но непонятна причина, по которой его следует вносить. Финские турфирмы, работающие на российском туристическом рынке, искренне недоумевают, почему в соседних регионах того же Северо-Запада, например, в Карелии, Архангельской или Мурманской областях, таких, мягко говоря, «странных» правил нет, а в привычных и почти родных Выборге и Петербурге они появились.
— Если эти сборы разрешены официально, то почему расценки в различных гостиницах разные, — говорит Марья Мустаярви, представляющая в Петербурге финскую туристическую компанию «Сайма Маскаверка». — Еще одна странность: мы почему-то не можем включить эти сборы в общий пакет услуг, которые приобретает турист у себя на родине, и это очень всех настораживает. Мы внимательно следим за изменениями в российском законодательстве и еще не видели закона, по которому наши туристы обязаны платить эти деньги.
— Регистрация сама по себе не только отнимает деньги, но каждый раз она еще отнимает достаточно много времени, — рассказывает представитель АНО «Центр культурных и информационных гражданских инициатив «Виипури» Алла Матвиенко. — На оформление одного туриста уходит примерно 20 минут, а представляете, если подошел автобус с 30–40 гостями!
3 января 2009 года на отраслевом совещании представители туристического бизнеса Финляндии, обеспокоенные складывающейся ситуацией, подписали обращение к президенту Тарье Халонен с просьбой повлиять на российские власти и упразднить введенную систему учета финских граждан. Из-за отказов от поездок в Ленобласть и Петербург по новым правилам уже существенно сократился привычный поток туристов из Суоми, а если ситуация не изменится и в дальнейшем, то разорение грозит многим финским туристическим фирмам, а также их партнерам в России.
— Финны уже проголосовали своими деньгами против этих нововведений, — говорит Евгений Легатов, председатель Общественного совета отдела УФМС по Выборгу. — Так, по сравнению с прошлым годом количество финских туристов, приехавших в Россию через Выборг во время новогодних праздников, сократилось с 1 миллиона человек до 600 тысяч. И мировой кризис здесь виноват не в самой большой степени, поверьте! Дело в том, что санкции за нарушение новых правил достаточно серьезны: вплоть до запрета на въезд в Россию в следующий раз.
Изменение учета иностранных граждан — дело не одного дня. Для регистрации иностранцев владельцам отелей с середины 2007 года УФМС России по Петербургу и Ленинградской области предлагало установить особую компьютерную систему «Электронный курьер». Руководитель этого ведомства Юрий Буряк многократно рассказывал в СМИ о преимуществах, которые дает эта система. На деле же получилось, что потянуть установку «Электронного курьера» могут лишь достаточно крупные гостиницы, поскольку только сама установка системы обходится примерно в 4 тысячи долларов, плюс ежегодная плата за ее обслуживание. Безусловно, можно и не ставить «Курьера», но тогда гостиница постоянно будет находиться под страхом того, что любая проверка УФМС грозит обнаружением каких-либо недочетов или ошибок в оформлении документов и как следствие — штрафом. Владельцы отелей не скрывают, что представители проверяющих органов предлагают другой вариант решения вопроса — заключить договор на установку и обслуживание «Электронного курьера». Но небольшие гостиницы, даже если бы и очень хотели, не могут себе позволить пойти на это — им просто не по карману такие затраты. Поэтому часть маленьких гостиниц уже вынуждены отказаться от приема иностранцев.
Финские турфирмы и их выборгские коллеги как один из вариантов решения проблемы предлагают не только отказаться от введения новых правил регистрации иностранных граждан, но и вспомнить былую практику «карты гостя Выборга». То есть бумажного билета с массой отметок-печатей о пребывании финского гостя в гостинице, его обеде или ужине в ресторане. Сейчас этот документ мог бы трансформироваться в электронную карту с данными об иностранце, по ней быстрее и легче будет вести и регистрацию, и учет граждан. Финны также предлагают вернуть 72-часовой безвизовый режим пребывания на территории Выборга для граждан своей страны. Они готовы ездить в свой любимый Viipuri, готовы посещать не менее любимый Pietari (Выборг и Петербург в финской транскрипции), но не понимают, почему российские власти так препятствуют им в этом.
С первого дня нового года гостиницы обязаны регистрировать финских граждан всякий раз, когда они заселяются в отель. Это распространяется на тех туристов и бизнесменов, которые прибывают в нашу страну в надежде посетить не один Выборг, а побывать также в других городах Ленинградской области или Петербурге. С 1 января 2009 года эти граждане должны регистрироваться в каждой гостинице, где им придется остановиться. Сбор составляет от 60 до 150 рублей, но непонятна причина, по которой его следует вносить. Финские турфирмы, работающие на российском туристическом рынке, искренне недоумевают, почему в соседних регионах того же Северо-Запада, например, в Карелии, Архангельской или Мурманской областях, таких, мягко говоря, «странных» правил нет, а в привычных и почти родных Выборге и Петербурге они появились.
— Если эти сборы разрешены официально, то почему расценки в различных гостиницах разные, — говорит Марья Мустаярви, представляющая в Петербурге финскую туристическую компанию «Сайма Маскаверка». — Еще одна странность: мы почему-то не можем включить эти сборы в общий пакет услуг, которые приобретает турист у себя на родине, и это очень всех настораживает. Мы внимательно следим за изменениями в российском законодательстве и еще не видели закона, по которому наши туристы обязаны платить эти деньги.
— Регистрация сама по себе не только отнимает деньги, но каждый раз она еще отнимает достаточно много времени, — рассказывает представитель АНО «Центр культурных и информационных гражданских инициатив «Виипури» Алла Матвиенко. — На оформление одного туриста уходит примерно 20 минут, а представляете, если подошел автобус с 30–40 гостями!
3 января 2009 года на отраслевом совещании представители туристического бизнеса Финляндии, обеспокоенные складывающейся ситуацией, подписали обращение к президенту Тарье Халонен с просьбой повлиять на российские власти и упразднить введенную систему учета финских граждан. Из-за отказов от поездок в Ленобласть и Петербург по новым правилам уже существенно сократился привычный поток туристов из Суоми, а если ситуация не изменится и в дальнейшем, то разорение грозит многим финским туристическим фирмам, а также их партнерам в России.
— Финны уже проголосовали своими деньгами против этих нововведений, — говорит Евгений Легатов, председатель Общественного совета отдела УФМС по Выборгу. — Так, по сравнению с прошлым годом количество финских туристов, приехавших в Россию через Выборг во время новогодних праздников, сократилось с 1 миллиона человек до 600 тысяч. И мировой кризис здесь виноват не в самой большой степени, поверьте! Дело в том, что санкции за нарушение новых правил достаточно серьезны: вплоть до запрета на въезд в Россию в следующий раз.
Изменение учета иностранных граждан — дело не одного дня. Для регистрации иностранцев владельцам отелей с середины 2007 года УФМС России по Петербургу и Ленинградской области предлагало установить особую компьютерную систему «Электронный курьер». Руководитель этого ведомства Юрий Буряк многократно рассказывал в СМИ о преимуществах, которые дает эта система. На деле же получилось, что потянуть установку «Электронного курьера» могут лишь достаточно крупные гостиницы, поскольку только сама установка системы обходится примерно в 4 тысячи долларов, плюс ежегодная плата за ее обслуживание. Безусловно, можно и не ставить «Курьера», но тогда гостиница постоянно будет находиться под страхом того, что любая проверка УФМС грозит обнаружением каких-либо недочетов или ошибок в оформлении документов и как следствие — штрафом. Владельцы отелей не скрывают, что представители проверяющих органов предлагают другой вариант решения вопроса — заключить договор на установку и обслуживание «Электронного курьера». Но небольшие гостиницы, даже если бы и очень хотели, не могут себе позволить пойти на это — им просто не по карману такие затраты. Поэтому часть маленьких гостиниц уже вынуждены отказаться от приема иностранцев.
Финские турфирмы и их выборгские коллеги как один из вариантов решения проблемы предлагают не только отказаться от введения новых правил регистрации иностранных граждан, но и вспомнить былую практику «карты гостя Выборга». То есть бумажного билета с массой отметок-печатей о пребывании финского гостя в гостинице, его обеде или ужине в ресторане. Сейчас этот документ мог бы трансформироваться в электронную карту с данными об иностранце, по ней быстрее и легче будет вести и регистрацию, и учет граждан. Финны также предлагают вернуть 72-часовой безвизовый режим пребывания на территории Выборга для граждан своей страны. Они готовы ездить в свой любимый Viipuri, готовы посещать не менее любимый Pietari (Выборг и Петербург в финской транскрипции), но не понимают, почему российские власти так препятствуют им в этом.
Алла ЧЕРНЯЕВА
Фото Елены БОРИСОВОЙ