Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«уже не такие голодные и не такие нищие»

26 января 2009 10:00

К 65-летию снятия блокады Ленинграда во многих городах России ветеранам, в годы войны защищавшим осажденный город, выплатили небольшие единовременные денежные пособия. Но только не в Петербурге и Ленинградской области, где власти посчитали это чересчур накладным для бюджета.

Смольный оставил блокадников без денежной помощи



Дорог не подарок
Блокадникам, проживающим в северной столице (равно как и в области), пособий к празднику ждать не стоит. Чиновникам Смольного даже в голову не приходила такая мысль.
— Город рассудил, что лучше внимание и уважение, — заявила «Новой» пресс-секретарь петербургского Комитета по социальной политике Екатерина Майборода. — В районах будут совершенно замечательные поздравления для ветеранов. А выплат не предусмотрено. В других регионах просто нет такого количества блокадников, как у нас. А в Петербурге их почти 300 тысяч — это в процентном соотношении в два раза больше, чем в Москве. Не говоря уже о Мурманской области!..
Правительства Москвы и Московской области, чтобы материально поддержать участников обороны и жителей блокадного Ленинграда, еще в декабре 2008 года распорядились выплатить им единовременные пособия в размере 1300 рублей. Блокадникам в Мурманской области к 27 января перевели по 1000 рублей. Столько же в честь 65-летия снятия блокады получили ветераны, проживающие сейчас в Калининграде, Коми, Севастополе, Томске, Владивостоке, Свердловской и Тамбовской областях и даже в Республике Саха. По данным СМИ, местные власти изыскали средства на эти цели. Между тем финансовые ресурсы большинства регионов несравнимы с казной северной столицы. Однако именно петербургский бюджет затрещал по швам от одной только угрозы дополнительных выплат ветеранам.
К досаде счетоводов городской администрации, то, что в пережившем осаду Ленинграде блокадников в разы больше, чем где-либо, вполне закономерно. Не поддается объяснению другое: почему именно они — те, кто здесь жил и выжил — в канун 65-летия снятия блокады остались без материальной поддержки? Впрочем, чиновники Смольного уверены, что эта помощь им и не нужна. Лишние деньги. Не только не помогут, а даже навредят.

В деньгах — несчастье
— У нас очень многие льготы (на зубопротезирование, коммунальные платежи и пр.) привязаны к уровню дохода, — объясняли корреспонденту «Новой» в Комитете по социальной политике Петербурга. — И если общий доход пенсионера-блокадника ниже прожиточного минимума, а мы, допустим, даем ему в январе 1000 рублей, то у него совокупный доход превышает минимум и он выходит, к примеру, на стопроцентную оплату жилья. Из-за какой-то жалкой тысячи!
— Кроме того, — уверенно добавляет Екатерина Майборода, — если дать по 500 рублей или даже по 1000 (сколько там в Москве выплачивается?) нашим питерским блокадникам, они скажут: «Зачем нам эта подачка?» Потому что пенсии у них — большие.
Согласно последним уточненным данным, средняя пенсия блокадника в Петербурге сегодня составляет 8–9 тысяч рублей. «Новая» попыталась выяснить, что значит для участников обороны и жителей блокадного Ленинграда «лишняя» тысяча рублей.

…А счастье — в ленточках
В Международной ассоциации общественных организаций блокадников от официальных комментариев на эту тему отказались. Причина понятна. Сложно находиться между молотом и наковальней: с одной стороны — старики, которые от тебя зависят, с другой — чиновники, от которых зависишь ты.
— Не хочу сказать, что блокадникам не нужны деньги — тем самым я вызову огонь на себя, — на условиях анонимности охотно пообщался с «Новой» один из руководителей ассоциации. — Нужны. Старым больным людям лишними деньги быть не могут. Но город и так на нас тратится — большие праздники делает. Нельзя все охватить, наверное. Если регионы хотят поддержать своих блокадников и дают деньги — это правильно.
— Мы пережили блокаду, понимаете, — объясняла корреспонденту «Новой» 86-летняя Людмила Эльяшова. — Тяжелее, чем тогда, хочется верить, нам едва ли будет. Мы уже не такие голодные и не такие нищие. Конечно, у людей нашего поколения каждая копейка на счету. Но жаловаться я не стану, потому что мне всякий раз становится страшно неудобно, когда такие же старики, как я, в Сберкассе получают пенсию 3 или 4 тысячи рублей.
— Если бы мне давали лишнюю тысячу рублей, я, может быть, и не стала бы эти деньги брать, но я отдала бы их Вале Тихомировой — моей блокадной соседке и подруге с тех лет, которая сейчас жутко больна и очень нуждается в деньгах. Если бы для нас были бесплатными лекарства! — вздыхает 87-летняя Вера Рогова.
— Каждый как-то выкручивается по-своему, — разводит руками 75-летний Юрий Груздев. — Мне дети помогают. Моя сестра одну из своих комнат в «двушке» сдает. Конечно, обидно отношение властей…
— Ни за что не поверю, что выплата из расчета по 1000 рублей на блокадника для бюджета города — непомерно много! — возмущен внук блокадницы Антонины Карповой. — Достаточно просто отказаться от покупки двух-трех иномарок с телевизорами и интернетом для губернатора и ее правительства или ЗакСа. Или от пары загранпоездок «для промоутинга имиджа Санкт-Петербурга за рубежом». Либо еще от каких-то закупок по завышенным ценам. Например, шашлычных шампуров для администрации по несколько тысяч рублей за штуку!
Когда жемчуг мелок — забываешь про жидкий суп. Ленинградские блокадники и смольнинские чиновники, хотя и встречаются иногда (преимущественно на торжественных мероприятиях по поводу снятия блокады или победы в Великой Отечественной войне), однако все остальное время живут в разных измерениях и мыслят разными категориями. Оттого и расчет чиновников на то, что главное для ветеранов — их внимание, как минимум не совсем оправдан.
— Штампованные поздравления Путина и Матвиенко я получаю регулярно, но они мне неприятны, — говорит Людмила Эльяшова, — потому что это мною очень неуважаемые люди.
— Я эти конверты даже не распечатываю, — вторит ей Вера Рогова. — Сплошное лицемерие и ложь. К тому же, — отмечает Вера Николаевна, — блокадников в Петербурге давно уже не 300 тысяч — столько нас было в конце 80-х. Видимо, с тех пор никто и не пересчитывал. Неправда и то, что по тысяче рублей на блокадника для города — огромные деньги. Только на ленточки (я слышала по радио) спокойно истратили 3,5 миллиона рублей, а на украшение города — все 15 миллионов. А ведь многим настоящим блокадникам ленточки не достанутся — просто потому, что у нас нет сил за ними идти. Не все из стариков живут рядом с метро. Мы эти ленточки подбираем потом, когда они валяются возле каждой урны…

Нина ПЕТЛЯНОВА


Досье «Новой»
По данным администрации Петербурга, на сегодняшний день в городе проживает 298,4 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц (узники), в том числе из них 36,5 тысячи человек, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и 155,1 тысячи человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Прямая речь
Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга
— Наша задача — дойти до каждого блокадника, чтобы все они почувствовали, что город помнит их подвиг, заботится о них. Если хоть один ветеран останется без внимания — значит мы плохо поработали.