Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Снимите это немедленно

5 февраля 2009 10:00

Михаил МИКИШАТЬЕВ, историк архитектуры:

Испортила ли эрмитажная вывеска строгий стройный вид Выборгской школы искусств

Выборг, улица Петра Ладанова (она же Лужская, она же Ховиоикеуденкату), бастион Панцерлакс. Место культовое как для выборжан, так и для многих гостей города, в том числе финнов и шведов, — но не только благодаря сохранившимся элементам средневековой крепости. Здание эпохи экспрессионизма, выстроенное специально для местной школы искусств, по праву считают одним из шедевров легендарного зодчего Уно Вернера Ульберга. С какой стороны ни посмотришь — оно разное, и при этом — ни одной лишней детали! Так было начиная с 1931 года, при всех правителях, при всех политических режимах — ни у кого не поднялась рука «внести свою лепту» в гениальное творение.
Увы, сейчас о «деталях» приходится спорить...




Громадные золотые буквы «ЭРМИТАЖ» и «ВЫБОРГ», появившиеся на фасаде памятника архитектуры, повергли выборгскую общественность в шок. «Неправдоподобие выверенности» — как с восхищением отзывались специалисты об ульберговой школе, похоже, превратилось в «немыслимость» и «кич» — по крайней мере, такими метафорами пестрят сегодня местные СМИ.
В здании планируют открыть филиал Государственного Эрмитажа.
— И — вы же понимаете, надо это как-то обозначить, — аргументируют заинтересованные лица.
Наверное, надо.
А теперь представьте себе аналогичную вывеску на растреллиевом Зимнем дворце.
Представили?!
Меж тем вторжение в облик уникальной выборгской постройки — по ряду оценок, ничем не отличающееся от «Здесь был Вася», говорят, одобрено всеми инстанциями. Во всяком случае, так утверждает директор центра «Эрмитаж — Выборг» Александр Костенко, на которого ссылается газета «Выборгские ведомости». По информации Костенко, проект прошел все этапы согласований в обоих регионах и подписан заместителями Михаила Пиотровского, а также руководством областного департамента по охране памятников и даже главным архитектором Выборга. Кстати, когда-то эту должность занимал сам маэстро Ульберг, 130-летие которого отмечают как раз в 2009 году... Словом, в качестве экспертов были привлечены профессионалы экстра-класса, и ни малейших нареканий «золочение» раритетного фасада у них не вызвало.
А вот у местных архитекторов, художников, краеведов и просто горожан, наперебой высказывающих свое мнение в Сети, вид обновленной школы искусств не вызывает ничего, кроме возмущения. Свое негодование по этому поводу уже высказали старейший выборгский архитектор Александр Швер и финский специалист по северному модерну Тапани Мустонен.
— Буквы снимут, пусть общественность не волнуется, — пообещала в беседе с корреспондентом «Новой» руководитель пресс-службы Эрмитажа Лариса Корабельникова. — Насколько я знаю, этот проект с нами не согласовывался, решали на месте. Да, что-то, может быть, недопоняли в эстетическом плане. Но это же мелочи! Если в одном здании соединяются художественная школа и музей, где хранятся настоящие произведения искусства, где проводят лекции научные сотрудники высокого класса, — я предполагаю, что плохого здесь нет. Эрмитаж идет навстречу, они получают такой выставочный зал, такое соседство… Для деток это просто мечта! И если общественность считает, что, когда здание было разрушено, это лучше… Другая часть горожан, наверное, все же довольна. Только те, кто это понимают, они не пишут.

Лидия СМИРНОВА, Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Елены ВИНОКУРОВОЙ


Мнение

— Я не вполне разделяю негодование выборжан. Нацарапанная фраза «Здесь был Вася» говорит лишь о том, что какой-то Вася был, напакостил — и ушел. В то время как монументальная надпись свидетельствует о длительном присутствии здесь крупного художественного центра, очень важного для такого небольшого города.
Я-то помню бастион Панцерлакс в середине 60-х, когда в бетонных стенах школы гулял ветер… Это же прекрасно, что здание возродилось для такой благой цели — а не для какого-нибудь очередного пивного бара!
Что касается эмблематики Эрмитажа, то она была блестяще разработана незабвенным Аскольдом Кузьминским. Тонкая, изящная работа… Его стилистика нисколько не противоречит стилистике арт деко, в которой выполнено произведение Ульберга. К тому же наличие больших поверхностей стен всегда и предполагало использование крупных шрифтовых композиций — они этому зданию совершенно не противопоказаны.