Муниципальная прополка
«Медведи» готовы раздавить конкурентов
Процент незарегистрированных кандидатов в муниципальные депутаты от «Единой России» составляет лишь 0,8% (это без учета уже восстановленных). КПРФ получила отказ в регистрации в 10,5% случаев, «эсеры» — в 17% случаев, «Яблоко» — в 53,6% случаев.
«Медведи» устами председателя комиссии ЗакСа по устройству госвласти и МСУ Терентия Мещерякова уверяют, что здесь нет никакой «политической подоплеки» и все дело в плохом знании кандидатами закона. Их оппоненты полагают, что знают закон не хуже, а массовые отказы связаны исключительно с политическим заказом Смольного и «Единой России». Начавшиеся судебные процессы (и продолжающееся рассмотрение жалоб в Горизбиркоме) говорят в пользу второго предположения: в одних и тех же ситуациях «медведей» восстанавливают, а их конкурентов — нет.
Кандидаты восстанавливают силы
Практически все жалобы «эсеров», связанные с отказами по причине якобы «неуведомления» избирательных комиссий о проведении партийной конференции или изменения нумерации округов, о котором не знали кандидаты, ГИК уверенно отклонил. Такая судьба постигла семерых «эсеров», которые выдвигались в муниципалитете «Парголово», пятерых — в муниципалитете «Красненькая речка» (ранее ГИК принял аналогичные решения и по другим муниципалитетам Кировского района), семерых — в МО № 15 и еще 16 кандидатов — в муниципалитете «Шувалово--Озерки». Правда, четверых «эсеров» ГИК все же обязал зарегистрировать — в МО «Черная речка».
В МО «Дачное» вынудили зарегистрировать трех коммунистов, у которых были «ненадлежащие» справки о партийности, еще двоих коммунистов ГИК восстановил в МО «Малая Охта» и одного — в муниципалитете «Ульянка». Семерых «самовыдвиженцев» из Адмиралтейского, Василеостровского и Фрунзенского района ГИК также обязал зарегистрировать, а жалобы пятерых отклонил. Восстановлен и секретарь политсовета Василеостровской «Единой России» Олег Иванов: в МО № 8 ему отказали в регистрации из-за непредставления копии трудовой книжки. Напомним, что в избирательной комиссии муниципального округа (ИКМО) «Гражданка» отказали «эсерам», которые представили только справки с работы, но не заверенные копии трудовых книжек (закон считает достаточным любой из этих документов). Однако вместо, того чтобы их восстановить, ГИК переправил кандидатов в ИКМО, которая еще раз отказала…
Они слишком многих знали
Что касается судов, то здесь уже повторяется то, что было два года назад с яблочниками на выборах ЗакСа: без бумажки ты букашка, а с бумажкой — кандидат. В Московском районном суде в понедельник отказали Татьяне Кондратковой, которую ИКМО «Гагаринское» на основании «справки эксперта» обвиняла в недостоверных подписях. Те, кто подписывался в ее поддержку (Кондраткова лично собирала подписи), пришли в суд, но их отказались допросить как свидетелей!
Яблочник Андрей Скоркин, возглавляющий совет инициативных групп Московского района, к которому ИКМО предъявила такие же претензии, говорит, что ждет аналогичного судебного решения и по своей жалобе, а позицию суда расценивает как абсурдную и нарушающую не только избирательные права, но и права тех, кто подписался за его выдвижение. По его словам, обязательно будет подана кассационная жалоба, а несколько граждан, чьи подписи признаны поддельными, обжалуют это в суде.
«Если суды будут выиграны — будем ставить вопрос о привлечении к ответственности как экспертов, выдавших заключения, так и членов комиссии, которые обвинили нас в подделке подписей. Чтобы в следующий раз неповадно было писать липовые экспертизы», — считает Скоркин. Может получиться весьма интересный прецедент: до сих пор подобных исков никто из избирателей не подавал. А если еще удастся наказать авторов липы…
В Калининском суде яблочники Михаил Амосов и Ольга Штанникова тоже натолкнулись на отказ — суд, как и ИКМО «Гражданка», решил, что Штанникова, являющаяся главой муниципального образования, не имела права лично собирать подписи избирателей за выдвижение себя и Амосова. Зампред ИКМО Светлана Книзель, делегированная в комиссию с поста начальника юридического отдела районной администрации (как считает Амосов — исключительно для «юридического обеспечения» снятия его команды), заявила на заседании суда, что Штанникова так хорошо работает, что ее все в округе знают, и потому она «имеет преимущество».
«Вас люди на улицах узнают?» — строго спросила судья. «Узнают», — подтвердила Штанникова, после чего, как и Амосов, получила отказ. Выходит, надо было работать плохо, чтобы получить возможность участвовать в следующих выборах? Кстати, представители «Единой России», будучи действующими депутатами разных МО, объясняют, что рассчитывают на поддержку избирателей именно потому, что «много и хорошо работали».
«Все без исключения наши подписи признаны достоверными, — говорит Амосов. — По закону в этом случае нас обязаны регистрировать независимо от ошибок (даже если бы их нашли) в подписных листах. Но ИКМО, как и суд, решает политическую задачу. Мы, конечно, подаем жалобу в Городской суд. Жаль только, что времени на кампанию почти не остается, но ведь в этом и состоит одна из целей наших противников»…
Зеленые еще
Целая серия судебных процессов проходила во вторник и в среду в Приморском районе, где отказали в регистрации (под тем же, что и в Московском районе, предлогом — со ссылкой на «заключения экспертов» о якобы недостоверных подписях) 13 кандидатам в депутаты МО «Юнтолово», зеленым, выступающим в защиту Юнтоловского заказника.
По словам одного из лидеров этой команды Ольги Цепиловой из «Яблока», граждане, чьи подписи объявили фальшивыми, пришли в суд, и в отличие от Московского района здесь их выслушали. После этого двое кандидатов — Татьяна Кузьмина и Рашид Алимов были восстановлены, а ИКМО, поняв, что проигрывает, сменила тактику.
В среду на заседание суда ИКМО пришла с решением об отмене отказа в регистрации и… направлением подписей на повторную проверку, чего закон не допускает. Но для Приморского суда это оказалось предлогом для прекращения дел — мол, вы же просили отменить решение об отказе? Оно и отменено.
«Мы просили не просто отменить, но зарегистрировать нас, — говорит Цепилова. — Теперь мы подаем новую жалобу, требуя, чтобы нас зарегистрировали и отменили решение о повторной проверке, потому что это запрещено законом. ИКМО, конечно же, знает, что повторная проверка незаконна, но у нее цель — затянуть время и помешать нашей агитации».
Виктория РАБОТНОВА
Фото Александра КУЛЕБЯКИНА