Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Желтоватая корова не любит халявщиков

19 февраля 2009 10:00

Желтоватая корова — символ наступающего нового буддийского года. По словам настоятеля петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Буды Бадмаева, в Год коровы нужно прилагать усилия к достижению своих целей, учиться терпению и участвовать в добродетельных делах. Настоятель особо отметил, что тем, кто станет лениться, Корова не поможет, она в принципе не любит халявщиков.

25 февраля в Петербурге встречают буддийский Новый год



Служба в петербургском дацане. На «троне» — настоятель Буда Бадмаев
Служба в петербургском дацане. На «троне» — настоятель Буда Бадмаев


Особенностью этого года является то, что его наступление по разным астрологическим расчетам у различных буддистских школ — например, Китая, Тибета и Японии — не совпало по времени. В России традиционно придерживаются тибетской школы буддизма, поэтому в нашей стране будут встречать Земляную желтоватую корову только 25 февраля. Еще одной отличительной особенностью буддизма является то, что Новый год наступает в пять утра. Считается, что именно в новогоднюю ночь богиня Балден Лхамо облетает Землю, внимательно наблюдая за людьми: все ли готовы к встрече Нового года? Балден Лхамо — единственная богиня среди десяти главных гневных божеств — защитников буддизма, она является повелительницей демонов и искоренительницей ядов. Все, кто встречает Новый год (по-бурятски — Сагаалган) в дацане, будут приветствовать богиню там. Всю ночь, с 22 часов 24 февраля до 5 утра следующего дня ламы дацана будут проводить торжественный молебен. Он закончится обрядом призывания удачи и благоденствия. Одна из прихожанок петербургского буддийского храма, Ирина, рассказала, что прошлый Сагаалган вместе с дочерью встречала в дацане. И когда все стали доставать денежные купюры и делать ими вращательные движения, призывая финансовое благополучие, она и дочь достали 100-рублевые купюры и проделали вслед за прихожанами все необходимые манипуляции. Освященные таким образом купюры нужно носить в кошельке целый год и ни в коем случае не тратить. Недавно же дочь Ирины заметила, что действительно, деньги в кошельке в течение года не заканчивались, 100-рублевые купюры, как манок, привлекали себе подобные. В этом году дочь предложила Ирине взять для привлечения денег уже тысячные банкноты.
Тем же, кто останется в эту ночь дома, следует в пять утра выйти на улицу или просто открыть форточку и приветствовать Балден Лхамо приношением — побрызгать немного черным чаем или молоком. Ни в коем случае нельзя приветствовать богиню водкой, особо отмечают ламы. Необходимо также помнить, что на Сагаалган всегда должна быть на столе так называемая «белая пища» — еда, включающая молоко, масло, творог, сметану.
У буддистов есть замечательный обычай — перед наступлением Нового года не только сделать уборку в доме, но и очистить себя от грехов и бед, случившихся в уходящем году. Так, за два дня до Нового года в дацане проводится обряд Дугжууба — зажигается ритуальный костер.
На самом деле костров два — в один прихожане бросают табалены — «символы зла» из теста, это своего рода подношения от физических лиц. В другом ламы сжигают так называемый сор — сооружение в виде наконечника стрелы, сделанное из реек, бумаги, теста и увенчанное черепом. Это символ прегрешений за минувший год всей общины.
В такой большой праздник, как Сагаалган, в дацан приходит очень много народа. Это не только выходцы из традиционных буддийских регионов России — Бурятии, Калмыкии, Тывы и Алтая и петербургские буддисты, посещающие большие хуралы (молебны) регулярно, но и те, кто хочет принять участие в очищающем костре, чтобы лично увидеть, что твои печали и беды действительно сгорели. Буддизм в этом плане сочувствует представителям любых религий, давая возможность человеку почувствовать себя лучше. Рецепт приготовления теста прост — только вода и мука, без каких-либо добавок. Небольшими кусочками такого теста производят обтирания по всей поверхности своего тела, начиная с головы. Мысленно каждый совершающий данный обряд вкладывает в тесто весь негатив, все болезни, плохие мысли и плохие поступки. Затем кусочки теста кладут в обыкновенный полиэтиленовый пакетик или заворачивают в небольшой лоскуток ткани, касаться его чистыми руками больше нельзя. На территории дацана обычно имеется специальный указатель, куда именно надо положить принесенное тесто.
Особо стоит отметить, что очищающий характер имеет только специальный костер, разводимый ламами буддийского храма под особые молитвы. Если кто-то попросту зажжет костер в лесу или где-либо еще, костер не будет обладать очищающей силой. Поэтому данный обряд не может быть проведен, что называется, в домашних условиях.
В последующие 15 дней после наступления Нового года ежедневно ламы дацана будут проводить специальные службы, так называемый обряд «Великие благопожелания». Эти молебны посвящаются Будде Шакьямуни, являвшему миру чудеса в течение 15 дней. В один из таких дней, 26 февраля, пройдет запуск «коней ветра удачи» — прихожане будут вешать особые флажки с молитвами и благопожеланиями. Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Вообще же в бурятской традиции Сагаалган (переводится как «праздник белого месяца») празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения всевозможных очистительных обрядов. Так совпало, что очередной ретрит (затворничество) в дацане придется тоже на дни Сагаалгана, и те прихожане, кто примет участие в трехдневном затворничестве во время Сагаалгана, достигнут еще большего духовного развития.

Алла МАТУЕВА
Фото Владимир МАРКОВ