В стране трусливых львов
Выходит, и челобитные иногда помогают!.. Стоило сотрудникам издательства «Детгиз» направить открытое письмо губернатору Петербурга: мол, помогите, нет электричества, работа парализована — как на следующий же день свет дали.
Старейшее издательство детской литературы, созданное Маршаком и Чуковским,
не боится очередного переезда и не требует привилегий.
Но категорически против «хамства сильных»
Пришел монтер и перерезал провода
Света в старейшем российском издательстве детской литературы не было две недели. Редакторы и корректоры ходили по коридору с фонариками…
— Фонарики — это не так страшно, — художественный редактор Андрей Филиппов пожимает плечами. — Главное, что компьютеры были обесточены, и мы не могли книжки делать! Теперь к очередной ярмарке (Неделе детской книги. — Ред.) не успеваем выпустить два издания, к юбилею Полтавской битвы опаздываем… Мы должны издать поэму Пушкина в праздничном варианте, Валерий Георгиевич Траугот рисует иллюстрации. Надо было готовить макет, согласовывать с художником — а мы не могли приступить к работе!
У истоков издательства стояли Корней Чуковский и Самуил Маршак; здесь издавали «Республику ШКИД» и «Золотой ключик», «Волшебника изумрудного города» и «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (правда, и то и другое — «в пересказе»)… «Детгиз» — это Даниил Хармс и Виталий Бианки, Евгений Шварц, Радий Погодин, Виктор Голявкин…
В середине 1990-х детгизовцев выселили из закрепленного (как им казалось) за легендарным издательством на века здания на набережной Кутузова, предоставив взамен площадь на Фонтанке. А недавно «невзрослую книжку» попросили и оттуда.
«Издательству предлагали не менее семи разных адресов для переезда», — говорят в Комитете по печати правительства города.
— Да, предлагали. Либо очень далеко — просто тогда уже лучше вообще в городе не работать, по моему мнению, это будет не петербургское издательство, — откровенно объясняет Андрей Филиппов. — Либо что-то вроде разрушенного универсама…
Без шума и пыли
Уехать из дома на Фонтанке, 78, предстоит не только создателям книжек, но и всем арендаторам без разбора: здание отдается под крупный инвестиционный проект. Но не на улицу, конечно. Во всяком случае, издательству должны подобрать подходящие помещения, по всем параметрам не хуже тех, что были, и произвести там ремонт средствами инвестора.
— Логично, что инвестор стремится решить эту проблему с наименьшими для себя затратами. Вот и ставит нас в такие условия, чтобы мы съехали как можно быстрее и не привередничали, — не скрывают своего видения ситуации Филиппов и его коллеги.
Огромный холл, высоченные потолки. Содержать этакую кубатуру недешево, да и едва ли рационально: «Детгиз» нынче все-таки не тот, что раньше — хорошо если выпускает 20 наименований книжек в год.
Собственно, детгизовцы это понимают. И не претендуют на то, чтобы непременно остаться здесь — или получить в качестве отступного дворец в пределах Золотого треугольника. Но при этом не хотят, чтобы на них давили и тем более унижали.
Законное вроде бы желание.
Положим, в истории со светом разобраться сейчас очень сложно — надо внимательно изучать документы, советоваться с юристами. Директор ОАО «Детгиз» уверена, что рубильник выключать не имели права, а в директорате компании-инвестора ссылаются на недоимки, незаключенный должным образом договор и прочие технические моменты.
Сказка, рассказанная на ночь
Смущает лишь то, что, как только скандал дошел до Смольного, электроснабжение восстановили легким движением руки, не дожидаясь никаких комиссий, судов и т. д.
Словно вытянулись во фрунт по команде сверху.
Значит, можно было и не трогать?..
Но есть и другие, мягко говоря, разногласия между инвестором и уважаемым издательством — и на «долги» это уже спишешь.
— Сначала в издательство перестали пускать нас самих — это была первая кавалерийская атака, — невесело шутят детгизовцы. — Кое-как отбились. Потом закрыли дверь перед нештатными сотрудниками — а таких у нас большинство. Потом выгоняли всех после 18 часов — а у нас, вы же знаете, работа ненормированная, люди творческие — писатели, художники, приходят в основном вечером…
А самое обидное — и это повторяют все, кому небезразлична судьба «Детгиза», — в «книжкин дом» перестали пускать читателей. Тех, ради кого он по большому счету и создавался, ради кого и живет.
При издательстве всегда был Центр детской книги: здесь чуть ли не каждый день проходили экскурсии, встречи с писателями, ребята сами что-то мастерили, сочиняли. Была обратная связь, чувствовалась отдача. Теперь — нет.
«У инвестора свои цели, у нас — свои, это ни для кого не секрет. Но ведь можно решать вопросы цивилизованно. Зачем же издеваться? Видно, у людей психология такая — наездов!.. Сегодня как будто нашлись подходящие адреса, однако… Если не договорятся об объемах и сроках ремонта — в любой момент все может пойти по новому кругу», — не слишком-то верят в благополучное развитие событий книжных дел мастера.
Фонтанка, 78
Пришел монтер и перерезал провода
Света в старейшем российском издательстве детской литературы не было две недели. Редакторы и корректоры ходили по коридору с фонариками…
— Фонарики — это не так страшно, — художественный редактор Андрей Филиппов пожимает плечами. — Главное, что компьютеры были обесточены, и мы не могли книжки делать! Теперь к очередной ярмарке (Неделе детской книги. — Ред.) не успеваем выпустить два издания, к юбилею Полтавской битвы опаздываем… Мы должны издать поэму Пушкина в праздничном варианте, Валерий Георгиевич Траугот рисует иллюстрации. Надо было готовить макет, согласовывать с художником — а мы не могли приступить к работе!
У истоков издательства стояли Корней Чуковский и Самуил Маршак; здесь издавали «Республику ШКИД» и «Золотой ключик», «Волшебника изумрудного города» и «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (правда, и то и другое — «в пересказе»)… «Детгиз» — это Даниил Хармс и Виталий Бианки, Евгений Шварц, Радий Погодин, Виктор Голявкин…
В середине 1990-х детгизовцев выселили из закрепленного (как им казалось) за легендарным издательством на века здания на набережной Кутузова, предоставив взамен площадь на Фонтанке. А недавно «невзрослую книжку» попросили и оттуда.
«Издательству предлагали не менее семи разных адресов для переезда», — говорят в Комитете по печати правительства города.
— Да, предлагали. Либо очень далеко — просто тогда уже лучше вообще в городе не работать, по моему мнению, это будет не петербургское издательство, — откровенно объясняет Андрей Филиппов. — Либо что-то вроде разрушенного универсама…
Без шума и пыли
Уехать из дома на Фонтанке, 78, предстоит не только создателям книжек, но и всем арендаторам без разбора: здание отдается под крупный инвестиционный проект. Но не на улицу, конечно. Во всяком случае, издательству должны подобрать подходящие помещения, по всем параметрам не хуже тех, что были, и произвести там ремонт средствами инвестора.
— Логично, что инвестор стремится решить эту проблему с наименьшими для себя затратами. Вот и ставит нас в такие условия, чтобы мы съехали как можно быстрее и не привередничали, — не скрывают своего видения ситуации Филиппов и его коллеги.
Огромный холл, высоченные потолки. Содержать этакую кубатуру недешево, да и едва ли рационально: «Детгиз» нынче все-таки не тот, что раньше — хорошо если выпускает 20 наименований книжек в год.
Собственно, детгизовцы это понимают. И не претендуют на то, чтобы непременно остаться здесь — или получить в качестве отступного дворец в пределах Золотого треугольника. Но при этом не хотят, чтобы на них давили и тем более унижали.
Законное вроде бы желание.
Положим, в истории со светом разобраться сейчас очень сложно — надо внимательно изучать документы, советоваться с юристами. Директор ОАО «Детгиз» уверена, что рубильник выключать не имели права, а в директорате компании-инвестора ссылаются на недоимки, незаключенный должным образом договор и прочие технические моменты.
Сказка, рассказанная на ночь
Смущает лишь то, что, как только скандал дошел до Смольного, электроснабжение восстановили легким движением руки, не дожидаясь никаких комиссий, судов и т. д.
Словно вытянулись во фрунт по команде сверху.
Значит, можно было и не трогать?..
Но есть и другие, мягко говоря, разногласия между инвестором и уважаемым издательством — и на «долги» это уже спишешь.
— Сначала в издательство перестали пускать нас самих — это была первая кавалерийская атака, — невесело шутят детгизовцы. — Кое-как отбились. Потом закрыли дверь перед нештатными сотрудниками — а таких у нас большинство. Потом выгоняли всех после 18 часов — а у нас, вы же знаете, работа ненормированная, люди творческие — писатели, художники, приходят в основном вечером…
А самое обидное — и это повторяют все, кому небезразлична судьба «Детгиза», — в «книжкин дом» перестали пускать читателей. Тех, ради кого он по большому счету и создавался, ради кого и живет.
При издательстве всегда был Центр детской книги: здесь чуть ли не каждый день проходили экскурсии, встречи с писателями, ребята сами что-то мастерили, сочиняли. Была обратная связь, чувствовалась отдача. Теперь — нет.
«У инвестора свои цели, у нас — свои, это ни для кого не секрет. Но ведь можно решать вопросы цивилизованно. Зачем же издеваться? Видно, у людей психология такая — наездов!.. Сегодня как будто нашлись подходящие адреса, однако… Если не договорятся об объемах и сроках ремонта — в любой момент все может пойти по новому кругу», — не слишком-то верят в благополучное развитие событий книжных дел мастера.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Под текст
В 2008 году «Детгиз» отметил свой 75-летний юбилей. Директору, Алле Насоновой, вручили премию имени Екатерины Дашковой (в номинации «Издатель»), которая присуждается «в знак общественного признания заслуг граждан и организаций перед библиотеками города».