Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Шумоизоляция вокруг «империала»

11 марта 2009 10:00

Глава Службы Госстройнадзора по Петербургу Александр Орт подписал 6 марта разрешение на строительство высотного комплекса «Империал» у Новодевичьего монастыря, проигнорировав вопиющие нарушения действующего законодательства. Общественность Петербурга, представители законодательной власти и независимые профессиональные эксперты восприняли известие об этом решении как плевок в лицо городу. Едва ли случайно такой вот «салют» совпал с визитом Владимира Путина — трудно было придумать более эффектную иллюстрацию к тому, как на малой родине премьера обстоят дела с коррупцией и следованием заявленному им еще в 2000 году курсом на установление «диктатуры закона».

Диктатуру закона в Петербурге разменяли на диктатуру денег?





Кредит доверия исчерпан
Применительно к Петербургу приходится говорить скорее о диктатуре денег, нежели закона. И трагифарс с ЛЭКом (строительной компанией, возводящей «Империал») — красноречивое тому подтверждение. Депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев связывает задержку с вступлением в силу двух важнейших законов — о режимах охранных зон и Правилах землепользования и застройки — с желанием определенных лиц успеть выдать разрешение для ЛЭКа.
На возможную связь двух этих явлений парламентарий указал в прямом эфире телеканала 100ТВ (парируя главному архитектору Юрию Митюреву, уверяющему, что «специальной программы, чтобы кто-то успел к моменту выхода Правил землепользования и застройки, не было. Все шло по графику»).
«После того, как задержка с вступлением в силу этих законов «совпала» с выдачей разрешения по ЛЭКу, уже никто никогда не поверит ни Матвиенко, ни вице-губернаторам, которые за это отвечают, ни Орту и всей этой конторе, что они что-то сделали «по графику», — убежден депутат. — Для людей все это смеху подобно. Так что даже хорошо, что так получилось: теперь все видят, чего стоят заверения чиновников. Деньги у нас решают все».
О том, как решили дело посредством «договоренностей», радостно сообщает пресс-секретарь застройщика Инна Малиновская: «Здравый смысл все-таки восторжествовал. Мы договорились, мы поняли друг друга…»
Вот ведь как — не всегда простота бывает хуже воровства. Порой они вполне друг друга стоят. Жаль, на подробности «понимания» пресс-служба ЛЭКа оказалась не щедра. Госпожа Малиновская поделилась только информацией о том, как «мы поняли, что полтора километра — это достаточное расстояние между монастырем и комплексом, чтобы не создавать проблем жильцам и монастырю». «Дураку понятно, что никаких полутора километров там нет. Может быть, сотня метров от этих зданий до границы монастыря», — дает свою оценку депутат Ковалев. Мы дураков пытать не стали, а сверились с картой. Так вот, от ближайшей высотки «Империала» до стен монастыря — 130 метров.

Новодевичий монастырь и вавилонские башни «Империала»
Новодевичий монастырь и вавилонские башни «Империала»


Больному чумой исправили прикус
Пресс-служба Госстройнадзора в распространенном ею заявлении сообщает, что ЛЭК устранил все замечания государственной экспертизы и предоставил полный комплект документов, предусмотренных Градостроительным кодексом.
«В частности, в проекте была нарушена инсоляция части квартир в нескольких корпусах комплекса. Заказчиком были изменены планировочные решения и для улучшения освещенности помещений была изменена так называемая квартирография. Несколько однокомнатных были объединены с двухкомнатными в трехкомнатные квартиры.
По первоначальному проекту шумоизоляция жилых помещений не соответствовала нормативам. Застройщиком были разработаны дополнительные мероприятия.
Для улучшения естественной освещенности окружающей застройки изменено цветовое решение отделки корпусов.
В первоначальном проекте были запроектированы недостаточные мощности оборудования для теплоснабжения жилого комплекса. После проведения государственной экспертизы в проекте изменены решения и в комплексе будут применены тепломеханическое оборудование большей мощности».
Получается, замечания ведомства господина Орта касались прежде всего качества возводимого жилья. Но как же вопросы соответствия закону проектной документации? А ведь именно эту задачу прежде всего обязан выполнять Госстройнадзор.
Заявление, что теперь представленный застройщиком комплект документов — именно то, что предусмотрено Градостроительным кодексом, трудно расценить иначе как распространение заведомо ложной информации.
Напомним, согласно Градостроительному кодексу и в соответствии со ст. 28, 30, 34 Федерального закона «Об охране объектов культурного наследия» решением Исполкома Ленинградского городского Совета от 30.12.88 № 1045 требуется соблюдать такой порядок разработки и согласования документов для зон действия режимов регулируемой застройки:
1) установить зоны и режимы охраны территорий имеющихся памятников;
2) провести историко-культурную экспертизу (призванную в числе прочего определить и допустимые высотные параметры нового строительства — исходя из установленных режимов охраны территории памятников);
3) с учетом п. 1–2 разработать и утвердить Временный регламент застройки;
4) с учетом п. 1–3 разработать и утвердить проект планировки и межевания территории;
5) с учетом п. 1–4 разработать и утвердить градостроительный план;
6) с учетом п. 1–5 выдать разрешение на строительство.
Однако в случае с согласованием разрешительной документации по проекту строительства комплекса «Империал» установленный законом порядок согласования был не единожды нарушен.
В нарушение закона градостроительный план рассматриваемого участка был утвержден председателем Комитета по градостроительству и архитектуре А. В. Викторовым 26.10.2007 г. — в отсутствие Временного регламента застройки и проекта планировки и межевания. Временный регламент застройки территории (ограниченной наб. Обводного канала, Витебским направлением ОЖД, Лиговским и Московским проспектами) — ВРЗ-07/0898, — также в нарушение закона был утвержден 22 мая 2008 г. распоряжением А. В. Викторова в отсутствие установленных зон и режимов охраны имеющихся на данной территории памятников и до проведения и согласования историко-культурной экспертизы.
Более того, нельзя считать легитимным ВРЗ с высотными параметрами, установленными исходя из норм, определенных скандально знаменитым Постановлением городского правительства № 1731.
Еще в июле прошлого года Городская прокуратура официально разъясняла:
«Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 № 1731 «О мероприятиях по подготовке Закона Санкт-Петербурга «Об утверждении Правил землепользования и застройки» принято Правительством Санкт-Петербурга /…/ в рамках подготовки проекта правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Рассматриваемый правовой документ не является самостоятельным нормативным правовым актом в сфере градостроительства и не подлежит применению до утверждения правил землепользования и застройки».
И совсем ни к чему было проверять — соответствует воплощенный проект ВРЗ или нет. Требовалось констатировать незаконность самого ВРЗ-07/0898 и отменить его. В нарушение закона Комитет по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) 22 декабря 2008 года согласовывает выводы историко-культурной экспертизы до установления границ и режимов охраны, находящихся на данной территории памятников.
Историко-культурная экспертиза, проведенная постфактум ООО «Архитектурная мастерская Т. А. Славиной», также осуществлена с нарушением действующего законодательства. А именно:
— была обследована не вся территория действия ВРЗ-07/0898, а только незначительная ее часть, собственно участок строительства комплекса «Империал»;
— расположенные на территории ВРЗ-07/0898 объекты культурного наследия (а их здесь свыше 35), равно как и вопросы определения условий их охраны, не стали предметом исследования данной историко-культурной экспертизы;
— в выводах экспертизы не отражены предметы охраны находящихся на исследуемой территории памятников федерального значения (комплекс Новодевичьего монастыря с кладбищем) и иных объектов культурного наследия;
— экспертизой не производилось выявление требуемых условий визуального восприятия объектов культурного наследия и установление на их основе предельных параметров и требований к проектируемой новой застройке.

Дело для тех, кто в доле
Эти и другие явные нарушения установленной законом процедуры отражены в заявлении Президиума Петербургского отделения ВООПИиК, направленном в Городскую прокуратуру. ВООПИиК счел необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам выводы историко-культурной экспертизы о том, что предельные высотные параметры для рассматриваемого участка, реализованные в проектном решении жилого комплекса «Империал», не оказывают существенного негативного влияния на условия зрительного восприятия объектов культурного наследия, расположенных на прилегающей территории.
Таким образом, выданные ранее согласования КГА и КГИОП являются незаконными. ВРЗ-07/0898, проект планировки и межевания, выводы историко-культурной экспертизы Госстройнадзор должен был признать недействительными и потребовать заново, с нуля организовать разработку и утверждение этих документов. Вместо этого Александр Орт выдал разрешение на строительство. Не удостоилось внимания надзорного ведомства и то обстоятельство, что с 2007 года ЛЭК размещает рекламу «Империала» и привлекает средства дольщиков, не имея разрешения на строительство.
Хотя, согласно федеральному закону о долевом строительстве (№ 214-ФЗ), «Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство». Этим же законом (ст. 22) запрещено до получения разрешения на строительство даже размещать рекламу будущего объекта, нацеленную на привлечение средств потенциальных дольщиков.
По мнению Алексея Ковалева, теперь прокуратуре надо говорить о том, что «Госстройнадзор не выполняет своей функции, что он выдал разрешение, не имея на то законных оснований». Кроме того, парламентарий предлагает обратить самое серьезное внимание на то, как сегодня осуществляется историко-культурная экспертиза, и призывает не допустить утверждения усугубляющих эту ситуацию поправок, вносимых в федеральный закон.
«Очень опасно, когда экспертизу оплачивает сам заказчик (застройщик), — убежден Ковалев. — Это значит, что напрямую можно отмыть деньги через экспертизу. Причем часть этих денег идет в органы контролирующие. То есть заказчик — практически обналичивая через экспертизу огромные суммы, — создает возможность часть от нее отдать через экспертов в государственные органы. Вот этого нельзя допускать. А теперь хотят на федеральном уровне такую процедуру экспертизы утвердить, через поправки к федеральному закону об охране культурного наследия, через господина Томчина. Господин Томчин это проводит вместе с фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе. Уже есть такой проект закона».
Ковалев предполагает, что перво-наперво в прокуратуру должны быть вызваны участники январского совещания по «Империалу», проведенного у вице-губернатора Вахмистрова, «на котором было приказано КГИОПу организовать проведение экспертизы и срочно разобраться с разрешением на строительство». Депутат советует надзорному ведомству поинтересоваться: а не было ли у них материальной заинтересованности в затягивании вступления в силу законов о ПЗЗ и охранных зонах?
«Кроме того, нужно писать в прокуратуру и относительно действий органов государственной власти Санкт-Петербурга, о возможности сговора между органами исполнительной власти и соответствующим застройщиком, связи с затягиванием вступления в силу Закона о ПЗЗ и зонах охраны памятников истории и культуры, — развивает свое предложение депутат. — Потому что имеются нормативные сроки и подписания, и опубликования данных документов. На мой взгляд, они нарушены. Почему? Не было ли здесь целенаправленных действий организованной группы лиц, которая решила затормозить вступление в силу этих законов, с тем чтобы ЛЭК получил разрешение на строительство? И не стояли ли за этим финансовые интересы чиновников? Вот это должно быть предметом проверки Следственного комитета прокуратуры, ей надлежит выяснить, наличествует ли в этих действиях коррупционная составляющая».
Горожанам же, по мнению депутата, и так все ясно «как три копейки»: «Народ-то все видит. А чиновники столько раз говорили одно и делали другое… Я никому из них не верю! И если им, как говорится, плюнь в глаза — все божья роса… то это наша беда, что нами правят такие люди».

Татьяна ЛИХАНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА