Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Новый порт занесет песком?

9 апреля 2009 10:00

Строительство аванпорта у южной оконечности дамбы в Бронке, неподалеку от Ломоносова, давно вызывает у городской общественности серьезные опасения. Как ученые, так и жители окрестных территорий волнуются за экологическое состояние региона. Чтобы понять, насколько обоснованно их беспокойство, «Новая» попросила доктора геолого-минералогических наук Александра Рыбалко проанализировать документ под названием «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду», составленный компанией «Эко-Экспресс-Сервис» в отношении будущего порта.

Специалисты критикуют документы, оправдывающие портовое строительство в Бронке





В Ораниенбауме добывают воду из воздуха?
Строительство порта в районе Бронки запланировано давно. Еще проект Комплекса защитных сооружений предусматривал развитие петербургского порта вне городской черты. А после того как построенные в Советском Союзе портовые комплексы в Таллине, Вентспилсе и частично Клайпеде отошли к странам Балтии, реанимация этой идеи не вызывает возражений. Тем более что оно предусмотрено рядом правительственных решений российского государства, в том числе и по образованию транспортного коридора по Балтийскому морю.
Однако практика организации строительства нового порта оставляет вопросы. Несомненно во главу угла нужно поставить минимизацию вреда как среде, так и людям, населяющим побережье Финского залива. В этой связи очень интересным является документ «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) при строительстве нового портокомплекса в Бронке.
Быстрый просмотр ОВОС позволяет сделать вывод, что все формальности в нем соблюдены. Однако более подробное знакомство с текстом показывает: та часть, которая связана с оценкой состояния природной среды в районе, написана весьма поверхностно, что делает неполноценной и вторую часть документа, где указаны меры по ее сохранению.
В частности, раздел, посвященный оценке состояния территории и геологической среды, практически не подлежит обсуждению из-за отсутствия в нем сколь-либо содержательных сведений. Объем его составляет всего две страницы (стр. 19–21). Не приведены сведения о глубине положения водоносных горизонтов и их защищенности; для донных осадков Ломоносовской отмели не приведено никаких сведений, кроме радионуклидов, да и в отношении последних приходится слепо верить авторам документа, так как никаких цифр они не публикуют.
Между тем этот район, по данным геологической съемки и федерального мониторинга, выделен как единственный, на котором всерьез сказывается влияние Комплекса защитных сооружений. Образующийся поверхностный слой техногенных осадков перекрывает природные пески. Как это будет сказываться на состоянии проектируемых каналов, которые должны будут пройти по поверхности этой отмели? Какие исследования велись по этому поводу? Остается только догадываться.
Фраза о том, что водоснабжение порта не приведет к истощению ресурсов поверхностных и подземных вод, так как будет вестись из городского водопровода Ломоносова (стр. 81), может свидетельствовать только о полной некомпетентности авторов. Или они всерьез думают, что город Ломоносов сам производит водопроводную воду? Источником питьевой воды являются как раз подземные воды, доставляемые в город со стороны Ижорского плато, и увеличение водопотребления неминуемо приведет к более быстрому истощению ресурсов подземных вод.

Дноуглубление на глазок
В ОВОС, как и в техническом проекте, совершенно отсутствуют сведения об объемах дноуглубительных работ. Правда, есть модельная схема разноса взвешенных наносов, но она мало что дает без объяснительной записки. Между тем из всех запланированных работ именно дноуглубление наносит наибольший ущерб окружающей среде. Отсутствуют и сведения о технологии намыва территории порта (откуда будет браться материал для намыва, каков его состав — например, в части наличия тонких фракций?), что также не дает возможности оценить возможный ущерб и определить необходимые меры контроля.
Возможно, более подробные сведения содержатся в упомянутом в тексте приложении 22. Однако качество представленной документации, описывающей состояние природной среды в районе строительства порта, в любом случае неудовлетворительно, а сделанный вывод об ее «благополучном состоянии» совершенно бездоказателен.
Соответственно, и программа экологического мониторинга (стр. 113–117) представляет собой совершенно формальный документ. С одной стороны, здесь указаны параметры, которые в соответствии с нормативными документами должны измеряться для оценки состояния среды. С другой стороны, технология мониторинга (количество станций, принципы их расположения) полностью отсутствует. А соображение авторов о том, что мониторинг водопользователя проводится один раз в год, и вообще следует отнести к фантастическим. Даже федеральный мониторинг в условиях Невской губы проводится три раза в год, а водо-, недропользователь должен проводить свои наблюдения с частотой раз в две недели и отчитываться перед Невско-Ладожским бассейновым управлением. Таким образом, этот раздел, как и раздел о состоянии природы, выполнен формально и не соответствует задачам минимизации ущерба для природной среды.
В заключение хочу подчеркнуть, что данные заметки не могут рассматриваться как рецензия, так как не было официального факта передачи материалов на анализ, а также не могут рассматриваться как возражения против факта самого строительства порта и касаются исключительно оценки качества исследованных документов.

Александр РЫБАЛКО,
главный научный сотрудник Центра мониторинга геологической среды Балтийского и арктических морей, доктор геолого-минералогических наук


Право на ответ
К сожалению, узнать о том, что думают по поводу данных замечаний представители компании «Эко-Экспресс-Сервис», не удалось. Ранее они обещали организовать встречу журналистов и независимых экспертов с заказчиком «Предварительной оценки…», но встреча так и не состоялась. Как рассказала нашему корреспонденту глава отдела экспертиз Антонина Гурова, проводить подобную встречу никто и не обещал: она лишь предполагалась, то есть речь шла исключительно о возможности. Глава же компании Владимир Жигульский сообщил, что не хочет иметь к организации этого мероприятия никакого отношения; комментировать замечания к содержанию ОВОС отказался.

Прямая речь
Владимир ЖУРАВЛЕВ, председатель общественной организации «Город Ораниенбаум»:
— Строительство порта в Бронке по имеющемуся проекту — это преступление с культурной и экологической точек зрения. Во-первых, будут уничтожены плавни Ольгина канала. На данный момент циркуляция воды в Невской губе проходит таким образом, что Ольгин канал — одно из немногих пока еще чистых мест. Но в результате дноуглубительных и намывных работ ничего здесь не останется.
Кроме того, погибнет уникальный исторический ландшафт, оставшийся практически неизменным со времен Петра I: сам канал, 300-летняя дубовая роща.
Тем более что строительство порта в Бронке — не единственная проблема Ломоносова. На юге города собираются строить промзону: видимо, склады для контейнеров, а также мусороперерабатывающий завод. Это не говоря о строительстве КАД с развязками. В итоге будут практически уничтожены 500 га рекреационного леса. Город задохнется.
Мне кажется, что Петербург не так уж нуждается в строительстве этого порта. Недавно построенный порт в Усть-Луге до сих пор не востребован, разгрузил всего два контейнеровоза. В крайнем случае можно построить порт не с восточной, а с западной стороны от дамбы — это будет спасение.
Еще хочу отметить, что строительство порта привлекает к региону интересы каких-то темных личностей. Не так давно по частным домам жителей поселка Ольгин Канал ходили непонятные люди, представлявшиеся якобы от фирмы «Флора», и давали людям какие-то бумажки с распоряжением о выселении. Никакой юридической силы эти бумажки не имеют и иметь не могут. Более того, судя по имеющимся планам развития региона, поселок Ольгин Канал — около 60 домов — никак не будет затронут строительством ни порта, ни складов, ни развязок. Однако очевидно, что цена на землю в этом месте может значительно возрасти.
Я знаю две фирмы с названием «Флора» — одна существует в Петергофе и связана с районной администрацией. Другая занимается строительством прилегающего участка КАД. Выяснить, имели ли неустановленные ходатаи отношение к какой-либо из них, не представляется возможным.
Под конец хочу заметить, что в последнее время никаких подвижек по строительству порта в Бронке не видно — спасибо кризису!

Подготовили Алла СЕРОВА и Анджей БЕЛОВРАНИН



Справка «Новой»
Подготовка документации для будущего морского перегрузочного комплекса в Бронке началась в мае 2008 года. Одновременно городское правительство приняло постановление о строительстве (см. «Новую» № 95 за 2008 год «Порт на птичьих правах»).
В середине ноября прошли слушания по Временному регламенту застройки территории порта. 1 декабря — совмещенные слушания по проекту планировки и межевания, на которых рассматривалась также и предварительная ОВОС. С тех пор и до сегодняшнего дня ведется инженерная подготовка территории для последующего составления проекта порта.
Документ «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду» многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», составленный компанией «Эко-Экспресс-Сервис», содержит 130 страниц и включен в материалы, на основании которых должен проводиться выбор земельного участка для строительства порта. Задача предварительной ОВОС — «выявление характера, интенсивности, степени опасности влияния планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения».