Яхт-клуб берут на абордаж
Старейшему петербургскому яхт-клубу грозит гибель: большая часть яхт может быть продана. Яхтсмены опасаются, что после продажи исчезнет уникальный коллектив, потеряется особый дух яхт-клуба, двери которого до сих пор открыты для каждого, кто пожелает заниматься парусным спортом. Основная надежда — на помощь городских властей.
Из-за дублонов золотых
Речной яхт-клуб находится в подчинении профсоюзной организации с 1934 года. Во времена СССР клуб был в фаворе, исправно получая финансирование. И сие было зело хорошо для горожан, ведь стать членом Речного и приобщиться к парусному спорту мог любой желающий.
Но когда настали времена чистогана, этому островку социализма — одному из немногих достойных начинаний из общего коммунистического наследия — пришлось несладко.
В 1996 году профсоюзы создали учреждение, которое до сих пор управляет собственностью яхт-клуба. И хотя в уставе учреждения написано много правильных слов о развитии парусного спорта (ведь в основе своей он списан со старого клубного устава), во главу угла поставлено именно управление собственностью. В итоге большая часть площадей — а яхтсмены когда-то занимали 13 гектар на Петровской косе — была сдана в аренду, в основном под стоянку для дорогих частных катеров. В просторном трехэтажном здании, выстроенном специально для яхт-клуба, теперь помещаются офисы различных сторонних организаций (клубу осталось лишь два помещения). Вся эта коммерческая деятельность по понятным причинам вызывает отторжение у собственно членов яхт-клуба, интересы которых представляет совет капитанов.
В нынешнем году яхтсменов сразила свежая новость, пришедшая из учреждения: профсоюзы решили продать 42 из 72 яхт! 26 лучших при этом останется на балансе, а еще четыре подлежат списанию (к сожалению, с ними уже действительно ничего нельзя сделать).
Цены на яхты, по оценкам управляющих, составляют от 30 до 300 тысяч рублей, в зависимости от их состояния. При этом члены клуба имеют преимущественное право покупки (то есть яхты поступят в свободную продажу, только если яхтсмены откажутся от них), и цена для них установлена примерно на четверть ниже, чем для прочих смертных: например, яхта «Вест» стоит 150 тысяч для члена клуба и 200 тысяч в свободной продаже. В эту четверть сотрудники учреждения оценили вклад, который внесли в содержание яхт их долговременные пользователи.
Однако самих яхтсменов такие хитрые расчеты не устраивают, и вот почему.
Территорию Петровской косы
пожаловал яхт-клубу сам Сергей Киров незадолго до своего убийства
Мы научились штопать паруса
Ни одной новой яхты клуб не покупал с 80-х годов. Притом что официально установленный износ яхты составляет 12% в год, получается, каждое судно клуба отработало минимум по три срока службы.
— Профсоюзы не тратят на нас ни копейки, — утверждает председатель Совета капитанов яхт-клуба Игорь Дементьев. — Как текущий, так и капитальный ремонт судов проводится за наш счет. Вся начинка в них — от газовой плиты до такелажа — собственность яхтсменов. Мы недавно посчитали: оказалось, что в целом тратим 8 млн рублей в год на содержание яхт. И поэтому, хотя цены на яхты указаны реальные — платить за то, что мы своими руками, за свои же деньги сделали, это как? Тем более если мы покупать откажемся, то все, что нам принадлежит, с яхт заберем. После чего цена судов в несколько раз упадет.
По мнению Дементьева, яхтсмены легко могли бы отстоять в суде свое право на намеченные к продаже суда. Но главное в другом — в том, что яхт-клуб из живой, все еще мощной организации превратится в разрозненную группу частников, которые, само собой, будут заняты частными интересами. Яхтсмены принципиально против этого.
— В настоящее время яхт-клуб — действительно открытая организация, сообщество энтузиастов, — заявляет Игорь Дементьев. — Членом клуба может стать любой желающий. Приходите, мы будем всем рады. Официальные членские взносы составляют всего тысячу рублей в год. На один зарубежный поход (питание и т. п.) уйдет еще тысячи две-три. Как видите, это намного дешевле любой туристической путевки. Хотя, конечно, придется вкладывать силы и время в содержание яхты.
Разумеется, одних взносов, чтобы поддерживать яхты в приличном состоянии, не хватает. Сравним: 8 млн рублей при пересчете на 420 нынешних членов клуба — получается в среднем 20 тысяч в год с человека. Вполне допустимые затраты на любимое хобби, учитывая, что это необязательные платежи: каждый вкладывается по средствам. Таким образом, Речной яхт-клуб действительно делает парусный спорт и заграничные путешествия доступными даже для самых малообеспеченных петербуржцев.
Южный ковш (Рабочая гавань)
с рангоутным сараем. 1936 г.
Чтоб не достаться спрутам или крабам
Узнав о возможной продаже яхт, члены клуба создали Российское общественное объединение «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-петербургского речного яхт-клуба». Целью РОО является некоммерческая деятельность, связанная с парусным спортом. Сейчас яхтсмены надеются, что суда и прочая собственность на Петровской косе будут переданы вновь созданному объединению, которое, в свою очередь, можно подчинить Школе высшего спортивного мастерства (ШВСМ арендует часть территории яхт-клуба). Тогда яхты останутся в коллективной собственности, сохранится уникальное сообщество спортсменов, которое при этом получит возможность самостоятельно управлять тем, чем пользуется.
Игорь Дементьев надеется, что в своем благом деле они все-таки получат помощь от государства. Тем более что 31 декабря 2009 года истекает срок пользования территорией на Петровской косе. В генплане она определена как «яхт-клуб; спортивно-рентабельная». Однако ходят слухи, что в начале будущего года землю выставят на аукцион, и кто будет новым владельцем территории — неизвестно. Если же прислушаться к общегородским тенденциям, возникнет стойкое подозрение, что это будет какое-нибудь ООО или ЗАО, которое, как и учреждение, будет предоставлять площади в аренду под стоянку дорогих катеров.
— Мы обратились за помощью в Комитет по физкультуре и спорту правительства Петербурга, — рассказывает председатель совета капитанов. — Глава комитета Вячеслав Чазов, узнав, что нашей целью является сохранение клуба, сначала посочувствовал нашей идее и обещал поддержку в том, чтобы решить вопросы и с профсоюзной организацией, и с арендой земли. Для этого он вроде бы собирался сходить на совещание в КУГИ… Но уже полтора месяца прошло с тех пор, и ничего более в волнах не видно.
Пока что, по сведениям Игоря Дементьева, решение о продаже яхт заморожено — до осени. Но ситуация от разрешения далека.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА и из архива яхт-клуба
P. S. «Новая» отправила запрос в Комитет по физической культуре и спорту с целью узнать, какую позицию занимают в отношении Речного яхт-клуба городские власти и собираются ли они помочь яхтсменам. Ответа пока нет.
Справка «Новой»
Петербургский речной яхт-клуб был основан в 1860 году. Почти все 150 лет своей истории он оставался довольно демократичным заведением для столь элитарного вида спорта, как парусный. До революции членами его были люди среднего достатка, и в 1911 году они совершили рекордное число — аж восемьсот! — зарубежных плаваний.
Глобальные потрясения 1917-го поставили клуб на грань уничтожения: яхтенный спорт не без оснований считался буржуазным, а значит чуждым. Но в 1934 году, буквально за несколько дней до своей смерти, сам Сергей Киров пожаловал клубу территорию бывшего керосинового завода на Петровской косе, расчищая на Крестовском место под свое любимое детище — ЦПКиО. Правда, при этом приказал сжечь принадлежавшую яхтсменам бесценную библиотеку из-за штампов с двуглавым орлом.
После войны Речной пережил второе рождение, когда его флот пополнился семью десятками трофейных немецких яхт. В 1960–70-е годы, в период расцвета, клуб насчитывал 2500 членов, в детской школе на сотне учебных судов тренировалось 250 учеников.
Для желающих заняться парусным спортом
Обращайтесь по адресу Петровская коса, 9, комната совета капитанов, вторник и четверг — с 17.00 до 20.30; суббота — с 12.00 до 16.00. Лучше предварительно позвонить в указанное время по телефону 235-08-78. На ваши вопросы ответит Сергей Анатольевич Темес.