Кремль освятили в буддийском дацане
Обряд освящения Белой Тары — символа российской власти
В минувшее воскресенье в петербургском буддийском храме прошло освящение мозаичного панно Белой Тары. Специально для проведения торжественного обряда северную столицу посетил глава буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев.
Петербургский дацан — самый удаленный от резиденции хамбо-ламы, которая исторически находится на территории Бурятии. Последний раз Дамба Аюшеев посещал наш город шесть лет назад.
— Мне не приходилось ранее, — говорит глава буддистов России, — освящать мозаичные панно. Это новое в буддийском направлении, до сих пор у нас не существовало такой традиции. Сложность заключается в том, что мозаика — это камень, с которым работать намного сложнее, чем с теплой буддийской танкой.
Танками называют традиционные буддийские иконы, выполненные особым образом на ткани. Для их изготовления используются минеральные краски, помогающие создать более плотный контакт при освящении. Камень же — изначально вещество более плотное и холодное.
— Чисто психологически мне будет труднее выйти на контакт с божеством, — сказал незадолго до церемонии освящения панно досточтимый хамбо-лама, — особенно если учитывать то, что здание петербургского дацана покрыто гранитом.
Сам обряд освящения выглядел достаточно необычно. Хамбо-лама в сопровождении лам тантрического Жуд дугана при Иволгинском дацане в Бурятии сделал подношения бодхисаттве Манчжушри и йидаму Ваджрабхайраве (Ямантаке), после чего Хамбо Лама, по его собственным словам, принял образ Ваджрабхайравы и от его имени провел ритуал.
— Обряд посвящен утверждению и сохранению этой святыни для верующих, — поясняет лама. — Таким образом мы отогнали всех злых духов, которые стремились принести зло, вред верующим и вообще всем живущим здесь, теперь для панно Белой Тары создана хорошая защита, и с этого момента само наличие Белой Тары в петербургском дацане будет помогать людям лучше и быстрее справляться со злом.
Хамбо-лама Аюшеев также особо отметил, что образ Белой Тары, которая дарует долгую жизнь, для буддистов также олицетворяет руководство страны. Эта история уходит корнями в 1764 год, когда Екатерина II признала за бурятскими ламами главенство в российской буддийской иерархии. Через два года после этого события бурятские ламы объявили императрицу воплощением Белой Тары на земле. Все последующие цари также несли в себе образ буддийского божества. И лишь революция сломала эту традицию, вместе с уничтожением религий уничтожив и 14 000 лам. Сейчас, когда государство вновь поддерживает религии, в том числе и буддизм, образ Белой Тары, освященный и находящийся теперь в петербургском дацане, по представлению буддистов, должен способствовать укреплению руководства. Это вполне согласуется со словами будды Шакьямуни: «Не будет страны — не будет и моей религии».
Что касается Белой Тары, то на протяжении этой недели божество будет гостить в Петербурге. Дело в том, что параллельно с освящением панно в петербургском дацане идет строительство мандалы Белой Тары. Мандала — это образ дворца божества, выполненный из разноцветного песка. Строительство необычайно красивого сооружения в исполнении все тех же лам из иволгинского дацана, сопровождается специальными молебнами, призывающими Белую Тару спуститься с небес и посетить свой дворец.
В следующие выходные мандала по традиции подвергнется торжественному разрушению, божество вновь улетит к себе, но благословение Белой Тары можно будет получить теперь в петербургском дацане в любое время.
Алла МАТУЕВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА