Записки на манжете
Чтобы сбить интригу, надо обнародовать эпохальный отчет высокого чиновника, который он еще только собирается сделать в Законодательном собрании, накануне дня икс. А чтобы интригу удвоить, надо заранее обнародовать свой контротчет, последовательно развенчивающий все ключевые тезисы оригинального произведения. Знали об этом активисты «Живого города» или не знали, но поступили именно так.
Свершение достижению не товарищ
Парламентский доклад вице-губернатора Романа Филимонова «О ходе реализации генплана», безусловно, свидетельствует о позитивных тенденциях в градостроительной сфере. Вернее, о том, что город — это инвестиционная площадка, которая должна приносить прибыль, и значит, Генеральный план нужно приспосабливать к нуждам и чаяниям инвесторов.
А вот по версии активистов «Живого города», загодя разославших депутатам свою аналитическую записку «О градостроительной политике Смольного в 2003–2009 годах», сам предмет рассмотрения в наших краях сегодня не то чтобы плох или ужасен — он по большому счету… отсутствует. «Градостроительство… в Петербурге с начала 90-х годов подвергается последовательному уничтожению. Практика последнего периода показывает, что этот процесс не замедлился, а только набирает силу», — уверены составители записки.
«Единственными свершениями», которые Смольный может продемонстрировать в означенной сфере, живогородцы готовы признать генплан и Правила землепользования и застройки. Другое дело, что в данном контексте «свершение» «достижению» не товарищ: с позиции градозащитников названные документы «не отражают уникальной специфики северной столицы, не являются инструментами создания новых городских ансамблей, развития и создания новых образов Петербурга… являясь при этом результатом столь масштабных уступок интересам строительного бизнеса, что и о способности этих документов сохранить существующие градостроительные ценности говорить не приходится», — считают авторы контрдоклада.
Неспортивный подход
«Зримыми реалиями воплощения текущей градостроительной политики» и «прямым итогом преступного небрежения…» называют представители ЖГ печально известные градостроительные ошибки.
«Лучшим отчетом о результатах деятельности и бездеятельности администрации города в области градостроительства была бы демонстрация безнадежно испорченных городских видов, которые говорят сами за себя», — подчеркивается в переданной депутатам аналитичке.
Обычным делом стало сперва сносить — в том числе и ценнейшие здания-памятники — и возводить уродливее монстры из стекла и бетона, а разрешения и обоснования получать задним числом. Об этом защитники подлинного Петербурга в очередной (девяносто девятый?) раз информируют обитателей Мариинского дворца… «Данный подход, глубоко противоречащий законному порядку… характерен для частных строительных компаний, но самое страшное то, что он также характеризует и деятельность администрации города», — констатируют активисты.
По их оценке, отчет о деятельности в градостроительной сфере представителю администрации «следовало бы построить прежде всего на том, какие меры по ликвидации ущерба городу чиновники намерены предпринять».
Для примера живогородцы в деталях рассматривают историю возведения нового стадиона на Крестовском острове.
В безумной спешке был проведен конкурс лишь на идею спортивного комплекса; победитель выбран, но проект не разработан и не подвергнут экспертизе, а памятник советской эпохи — стадион имени Кирова — уже безжалостно стерт с лица земли. Строительство, словно стахановская эпопея, осуществляется буквально с колес. Проект планировки территории стадиона — западной оконечности Крестовского острова — был выполнен с заметным опозданием, и тут выяснилось, что не решается главная проблема, транспортная — доставка зрителей туда и особенно обратно…
Следствием нарушения установленных законом и не подлежащих сомнению алгоритмов стал рост сметы: с момента начала работ она увеличилась более чем в 3,5 раза и, видимо, продолжит расти.
Зеленые оттенки шагреневой кожи
«Одно из серьезнейших негативных явлений в градостроительной области — уничтожение городских пространств, территорий общего пользования, — продолжают авторы аналитической записки. — Симптоматично, что непосредственно в докладе господина Филимонова нет ни слова о зеленых насаждениях».
Вопреки анонсированным планам увеличения площади, занятой деревьями и клумбами (в исторически сложившихся районах города — на 20%, в спальных и окраинных — на 70%), зеленые зоны съеживаются как шагреневая кожа, а то и вовсе исчезают под уплотнительной — «точечной» в московской интерпретации г-на Филимонова — застройкой. Не забыли представители общественности и о полутора тысячах скверов, рекомендованных администрацией города к исключению из перечня ЗНОП.
«Территории выводимых из центра города предприятий идут исключительно под коммерческую недвижимость. Придорожные полосы чиновники предлагают превратить в парковки. Ни одна из задач генплана по развитию зеленых насаждений не выполняется, напротив, наблюдается их уничтожение и деградация», — обращают внимание парламентариев эксперты, подготовившие исследование.
«Администрация, вопреки здравому смыслу и правам граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, плодит вместо скверов и необходимых многоэтажных паркингов все новые и новые жилые комплексы и бизнес-центры, которые, в свою очередь, многократно увеличивают приток автомобилей…» Такая непродуманная политика, по образному выражению живогородцев, сродни затягивающейся петле.
Меж тем, как уточнил руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, «доклад вице-губернатора, сделанный 24 июня, ляжет в основу корректировки генплана, намеченной на ближайшие осень-зиму».
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА