Кто должен подбирать европейские «хвосты»?
3 июля недалеко от Дании сухогруз «Капитан Лусь» столкнулся с норвежским судном. «Капитан Лусь», принадлежащий компании «Северное морское пароходство» из Архангельска, получил лишь небольшой крен. Но авария имела бы более серьезные последствия, если бы произошла утечка уранового сырья, находящегося на российском судне.
Радиоактивные отходы переживут всех нас
Россия поставляет в Европу гексафторид урана, который используется как сырье для атомных электростанций, а от западных соседей мы принимаем высокотоксичные и радиоактивные отходы использования ядерного топлива.
Наше законодательство запрещает ввоз радиоактивных отходов на территорию страны, но атомщики говорят, что они привозят «сырье», которое им когда-нибудь понадобится, например, для использования в качестве топлива для реакторов на быстрых нейтронах. Правда, в России и близко не наберется столько атомных электростанций этого типа, чтобы использовать все завозимое в страну «топливо».
С 1996 года действует контракт на «дообогащение» урана в России, то есть из европейских отходов добывается еще 0,1–0,2% сырья, которое можно использовать в атомной энергетике. Но Германия и Франция имеют такие же технологии для дообогащения, как и Россия. Просто если они сами будут этим заниматься, то отходы уже точно останутся у них, и думать, как их утилизовать, этим странам придется самостоятельно.
На территории РФ только за последние десять лет накопилось порядка 700 тысяч тонн так называемых урановых хвостов, из них 100 тысяч подкинули нам европейские страны (Франция, Германия и т. д.). При этом следует учитывать, что, например, полураспад урана составляет несколько миллионов лет, в то время как история человечества насчитывает всего шесть тысячелетий.
Балтика не для хвостов
Проблема стоит остро, и активное участие в ее решении принимают экологические организации «Экоперестройка» (питерская) и «Экозащита» (московская). По словам сопредседателя «Экоперестройки» Рашида Алимова, члены их организации выступают за полный отказ от атомной индустрии, а сейчас пытаются прекратить поставки урановых хвостов в Россию.
17 июля в Финляндии состоится пресс-конференция по экологическим вопросам. Активисты «Экоперестройки» подготовили для нее два заявления: о прекращении транспортировок ядерного топлива по Балтике и о влиянии в трансграничном контексте — второе заявление касается Конвенции Эспоо, которая гласит, что при строительстве каких-либо крупных объектов, в том числе и атомной энергетики, необходимо учитывать мнение стран-соседей. Это заявление затронет вопросы сооружения второй очереди Ленинградской атомной электростанции.
В апреле этого года Сергей Кириенко, глава Росатома, сказал, что транспортировка урановых хвостов в Россию будет прекращена в 2010 году. Хотелось бы, чтобы это было действительно так. Но интересно, что тогда будут делать с теми контрактами, которые заключены до 2014 года?
— Я очень надеюсь, что перевозка уранового отработанного топлива по Балтике прекратится, — заявляет Рашид Алимов. — Экологи, в том числе и западные, считают, что отходы атомной индустрии нужно захоранивать там, где производили энергию. Несправедливо, когда кто-то получает деньги за то, что у кого-то другого портится здоровье.
Отходы — в космос?
Каждый год Ростехнадзор публикует отчет, в котором оцениваются условия хранения радиоактивных отходов в России. И каждый год эта оценка оставляет желать лучшего, о чем говорят выдержки из самого отчета: «не соответствует требованиям безопасности» или «не соответствует российскому законодательству».
На Западе способы хранения отходов более надежны, у нас они содержатся просто в бочках или контейнерах.
Лондонская конвенция запрещает сброс радиоактивных отходов в мировой океан, поэтому пока их приходится захоранивать на суше. Правда, есть проекты, предлагающие отправлять отходы в космос. Но это очень рискованно: если космический корабль потерпит крушение, то радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории нашей планеты.
Поэтому «Экоперестройка» предлагает постепенно совсем отказаться от атомной энергетики, чтобы не мучиться с утилизацией отходов. По мнению Рашида Алимова, это реально!
— Мы предлагаем три пути экологической перестройки: во-первых, повышать эффективность существующих электростанций, во-вторых, использовать для выработки энергии возобновляемые источники (ветер, солнце, энергию приливов), и в-третьих, заняться модернизацией существующих станций на газе, так как газ дает меньше отходов при сжигании, — заявляет господин Алимов. — Причем тепло- и гидроэлектростанции могут подстраиваться для наших нужд в потреблении энергии: например, в ночные часы ее нужно меньше, чем днем. Атомная же электростанция всегда вырабатывает определенное количество энергии.
Сегодня точно не известно, сколько людей страдает онкологическими заболеваниями, на рост которых оказывает значительное воздействие и «мирный» атом. В Германии ученые провели исследование, результаты которого показали, что дети, живущие в радиусе пяти километров от атомных электростанций, в 2,5 раза чаще заболевают лейкемией. Кстати, в Германии атомные электростанции, как правило, имеют один блок, а в Ленинградской области АЭС состоит из четырех блоков! При этом в России пока нет даже общего реестра раковых заболеваний.
Экологи давно поняли, что человечество подошло к тому этапу, когда нужно искать альтернативные и экологически более безопасные источники энергии. Например, Швейцария уже отказалась от атомной энергетики полностью.
Анна ШИРШОВА