Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Юрий рост — журналист на фоне века

20 июля 2009 10:00

С 18 июля в ЦВЗ «Манеж» выставлены фотографии обозревателя «Новой газеты» Юрия Роста. 275 работ и около сорока лет — столько потребовалось автору, чтобы набросать штрихи к «Групповому портрету на фоне века».



Фото с выставки
Фото с выставки


Эти фотоистории первоначально были собраны в одноименной книге. Прошлой осенью Юрий Рост представил снимки на суд столичной публики в формате самостоятельной экспозиции. По признанию Ольги Свибловой, директора музея «Московский дом фотографии», где и состоялась выставка, многие тогда приходили по два-три раза, началась настоящая ростомания. Теперь Юрий Рост решил отчитаться о проделанной работе перед навсегда родным Петербургом, где он жил, учился и начинал работать.
С момента премьерного показа выставка претерпела весомые изменения. Ушли одни работы, появились другие. Экспозиция живет самостоятельной жизнью, признается автор, происходит в прямом смысле слова ротация кадров. В этот раз экспозиция открывается портретом Даниила Гранина. Рядом с ним, правда, пока что нет привычного очерка Роста, короткого рассказа, с ярким началом и сильным концом в стиле Сергея Довлатова.
Без многих черно-белых фотографий уже невозможно представить Юрия Роста. Загадочная и мудрая улыбка Фаины Раневской, неземная женственность Алисы Фрейндлих. «Скрытая теплота патриотизма» рядового Богданова и прирожденное трудолюбие и добросовестность безымянного портного. Судьбы мужчин и женщин, стариков и детей, известных всему миру и неизвестных никому, — понятые до последней клеточки души, они расскажут о жизни даже то, что нам, возможно, не захочется услышать.
Фотохудожник сам себя называет любителем. Наверное, потому что любит героев своих историй, обыкновенных хороших людей. Мы встретились с Юрием Ростом накануне открытия выставки, чтобы поговорить о том, кто, как и почему попался ему в объектив.

Юрий Рост
Юрий Рост


— Юрий Михайлович, а каков замысел выставки?
— Последняя крупная выставка работ прошла в Ленинграде еще в 1985 году — здесь же, в Манеже. Выставка — это некий объем. Мы два дня составляли эту композицию, решали, кому с кем рядом будет хорошо, кому, наоборот, будет нестерпимо. Руководствовались ощущениями, опытом, вкусом. Ведь для меня это сродни долгу — показать жителям Петербурга, моим друзьям и коллегам то, чем я занимался сорок лет.
В московской экспозиции было на полсотни фотографий меньше. Например, не было портретов Лотмана, Карякина и циклов «Бригада» и «Баскетболисты». Отчасти сам город определил мой выбор. Например, герой победного матча на Олимпиаде в Мюнхене баскетболист Саша Белов родом из Петербурга, поэтому его фотография напечатана даже большего формата.
— «Групповой портрет на фоне века» — это своеобразная летопись. Журналист сегодня может стать летописцем?
— Все это просто истории об обыкновенных людях, которые располагались во времени. Дистанция между фотографиями очень большая: первые — из шестидесятых годов, а последняя, портрет Даниила Гранина, сделана буквально месяц назад. Это не все мои снимки, а лишь те, которые я люблю, которые считаю достойными.
— Как люди попадают в ваш объектив?
— Для меня важно, чтобы человек был хорошим — вот и все. Никто из них не герой, это просто достойные люди. Я не снимаю тех, кто мне несимпатичен. Ведь я же не претендую на то, чтобы снять вообще всех знаменитых людей.
— А кого больше всего нравится снимать?
— Детей и стариков. Первые еще не научились врать, а вторым это уже не нужно.
— Кого сейчас не хватает в вашей коллекции?
— С каждым разом находить людей становится все сложнее, потому что нужно подбирать таких, которые не испортят всей коллекции. Задана не столько профессиональная, сколько человеческая планка. Рядом здесь спокойно уживаются нобелевский лауреат с простым солдатом, рядовым Богдановым. И я даже не знаю, кто мне интереснее. Наверняка Богданов.
— На выставке представлены снимки из Пушкинского цикла, условно назовем так фотографии, сделанные в доме поэта или посвященные ему. Не хочется снова вернуться к этой теме?
— Когда-то я провел на Мойке, 12, целую ночь. Но с тех пор многое изменилось, как говорится, дважды в одну Мойку не ступить.
Я вошел в этот дом, когда он был больше домом, чем музеем. Тогда его смотрительницей работала Нина Ивановна Попова. Потом там сделали ремонт, наверное, теперь само это здание больше похоже на то, в котором жил поэт. Но для меня он утратил достоверность. Когда-то Ахматова также вошла в новую для нее — старую для меня — квартиру Пушкина и не приняла изменений.
Я никогда не был там на экскурсии, всегда оставался гостем в чужом доме. Поэтому и фотографии носят вороватый характер. Собственно, фотограф всегда крадет или берет взаймы.
— Зрители уже привыкли к вашему стилю: фотография плюс текст. Вы как-то определили для себя этот жанр?
— По сути дела, это все портреты. Неважно, портреты людей, вещей, льдины или черного горизонта. Ими я иллюстрирую свои тексты. При этом за всю жизнь я не снял ни одной карточки как фотокорреспондент по заданию редакции, ни в «Комсомольской правде», ни в «Литературке», ни сегодня в «Новой газете».
— Великий французский фотохудожник Анри Картье-Брессон выбрал одну из ваших работ для своей странствующей выставки, в которой участвуют 83 фотографии 83 авторов из разных стран. Питерская публика увидит этот снимок?
— Вот этот снимок — «Браты». Совместный портрет девяти братьев, которые пошли воевать на фронт в Великую Отечественную, и все вернулись живыми. Фотография очень простая получилась. Она сделана примерно в 1975 году. Брессон сам ее отобрал, не знаю даже почему.
— Что поменялось за те 60 лет, что вы держите фотоаппарат в руках?
— Все. Жизнь поменялось, люди изменились. А фотография осталась.
— Никогда не хотелось переснять какие-то снимки?
— Не только хотелось, но и удавалось это сделать. На выставке, например, есть два портрета Георгия Данелии. На более свежем снимке видно, что если выражение лица и осталось прежним, то внутренне человек стал совсем другим.
— И напоследок приподнимите завесу тайны: что будете делать в ближайшем и не очень будущем?
— Сейчас пришло время, чтобы написать еще одну большую книгу, новый групповой портрет, но уже на фоне мира. А потом, может быть, и на фоне жизни. А из ближайшего — это выставка в Ашхабаде, которая откроется уже 21 июля.

Подготовила Дарья АФОНИНА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


P.S. Выставка фотографа, журналиста, писателя Юрия Роста проходит с 18 июля по 5 августа 2009 года в помещении Центрального выставочного зала «Манеж» по адресу: Исаакиевская площадь, 1.