Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Губернаторский склероз

23 июля 2009 10:00

Во вторник на заседании городского правительства Валентина Матвиенко обрушилась на петербургский метрополитен, где, как рассказывала «Новая», на протяжении нескольких дней дошкольники (до семи лет включительно) могли ездить бесплатно лишь при условии их петербургской прописки.

Валентина Матвиенко назвала собственное решение «дурью»





— Нет слов для возмущения. Это не характерно для Петербурга. Петербург всегда был гостеприимный город. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали не только зарубежные туристы, но и жители всех регионов, чтоб к нам приезжали дети, тем более сейчас каникулы. Кому такая дурь в голову пришла? Почему самостоятельно руководители считают возможным принимать решения, которые потом будоражат весь город и наносят ущерб имиджу Петербурга? — не жалела гневных слов градоначальница.
Ей вторил вице-губернатор Алексей Сергеев: «Руководство метрополитена, не дождавшись решения Комитета по транспорту и Комитета по социальной политике о порядке проезда детей в метро и не поставив в известность Комитет по транспорту, развесило объявления о том, что для реализации права бесплатного проезда дети должны предъявлять свидетельство о рождении или нотариальную копию. И это вызвало справедливое возмущение и горожан, и гостей. Комитетом по транспорту оперативно такое решение было отменено, объявления сняты, руководитель петербургского метрополитена после проведения служебного расследования получил взыскание за превышение своих служебных полномочий».
По его словам, все дело в законе, который в прошлом году был принят Законодательным собранием и установил такие ограничения — но осенью депутаты его, скорее всего, пересмотрят. А до принятия новых правил в петербургском метрополитене сохраняется существующий порядок предоставления детям бесплатного проезда.
То, что это так, подтверждает и пресс-служба метрополитена: мол, «никаких изменений порядка прохода детей до 7 лет в сопровождении взрослого человека нет, дети по-прежнему с родителями проходят бесплатно». На прошлой неделе, заметим, та же пресс-служба говорила иначе: что служба контроля метро имеет право запросить у взрослого, сопровождающего ребенка, документы, подтверждающие его гражданство, прописку и возраст, потому что «иногда трудно на глаз определить возраст ребенка: бывает, что 9-летний ребенок выглядит на 7 лет»…
В том, что введенные, а теперь отмененные ограничения — это «дурь», хочется целиком и полностью согласиться с Валентиной Ивановной. Вот только хочется понять: в чью же именно голову она пришла?
В апреле 2008 года городской парламент принимал дополнения к закону «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге», внесенные депутатом Светланой Нестеровой. В нем предлагалось ввести норму: «Право на проезд на пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляется детям до достижения ими возраста восьми лет». При этом не вводилось никаких «регистрационных» ограничений: ездить бесплатно могли все дети, независимо от места жительства.
6 мая 2008 года Валентина Матвиенко своим письмом № 07-105/716 сообщила депутатам, что отклоняет закон. В письме указывалось, что «для реализации закона потребуется выделение дополнительных средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 2091 тыс. руб.», при этом в городском бюджете на 2008–2010 годы «дополнительные бюджетные ассигнования» на эти цели не предусмотрены. Денег нет для проезда малышей, понимаешь…
Также губернатор сообщала депутатам, что Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (имеющим статус федерального закона) установлено «право пассажира транспортного средства… перевозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения». То есть посадите ребенка на колени — и везите.
«Полагаю, что указанная льгота является достаточной и принятие Закона Санкт-Петербурга нецелесообразно», — констатировала Матвиенко.
Для понимания читателями, не знающими особенностей парламентской кухни, разъясним: отклонение закона по мотивам нецелесообразности означает, что никаких поправок губернатор не предлагает, считая, что закон вообще не нужен и исправить его нельзя. У ЗакСа оставался только путь преодоления вето губернатора, но это и при прошлом составе городского парламента уже было политической фантастикой.
Однако 16 июня 2008 года губернатор сменила гнев на милость и прислала в Мариинский дворец новое письмо с тем же номером № 07-105/716. В нем говорилось, что она отзывает старое послание от 6 мая и предлагает все-таки принять закон, но с поправками. В том числе дополнить закон именно той статьей 1-1, которая как раз и устанавливает, что «право на проезд в метро за счет средств бюджета имеют дети, являющиеся гражданами РФ и имеющие место жительства в Санкт-Петербурге, до достижения ими возраста семи лет». Той самой статьей, из-за которой и разгорелся сыр-бор и на которую ссылались работники метрополитена, вводя указанные ограничения проезда дошколят.
Иначе говоря, автором положения, которое ограничило проезд детей в питерском метро только «местными», является не кто иной, как Валентина Матвиенко. Не депутаты, не Комитет по транспорту, не метрополитен — а губернатор. Но после того как Валентина Ивановна публично высказала свое недовольство этим положением, да еще и назвала его дурью — в ее окружении, само собой, не нашлось никого, кто решился бы напомнить губернатору, что именно она его и внесла в ЗакС. Но это, заметим, ключевая особенность систем управления, подобных тем, что выстроены в Петербурге: никто не решается сказать начальнику, что виноват в случившемся он сам. Точно так же, как в старой сказке Андерсена никто из придворных не решался сказать королю, что он голый…
В итоге Валентина Матвиенко громко возмущается своей собственной поправкой, делая крайним главу метрополитена Владимира Гарюгина. Но он-то за что пострадал, получив взыскание за «превышение служебных полномочий»? Не называется ли это «с больной головы на здоровую»? А горожанам остается гадать: то ли губернатор сильно устала и уже не помнит свои собственные решения, то ли она не читает те поправки, которые вносят в ЗакС от ее имени (а также и законы, которые подписывает)…
Впрочем, можно не сомневаться: в виртуальном мире, создаваемом смольнинскими СМИ, все будет изображено совершенно иначе. Будет торжественно заявлено, что именно губернатору родители малышей обязаны тем, что смогут возить детей в метро бесплатно, независимо от прописки. О том, что именно губернатор предложила бесплатный проезд только для петербургских детей, скромно не будет сказано ни слова.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА