В нашу яму будут заходить поезда
На минувшей неделе Валентина Матвиенко посетила знаменитую «яму» у Московского вокзала и провела там, как сообщает сайт Смольного, «выездное совещание о ходе реализации инвестиционного проекта строительства коммерческого комплекса на Лиговском проспекте». Осмотрев строительную площадку и ознакомившись с «новым проектом внешнего вида здания торгово-развлекательного центра», губернатор заявила: «Очень важно, что фасад здания вписывается в облик исторического центра города, что он не будет вызывать отрицательных эмоций у горожан».
Комплекс, который должны закончить к маю 2010 года, ко Дню города, обойдется в 404 миллиона долларов, и получит название «Галерея». Его площадь составит 192 тысячи квадратных метров (осенью 2006 года, когда затевалось строительство, назывался объем в 220 тысяч квадратных метров), и в нем разместятся магазины, кафе, рестораны, многозальный кинотеатр, фитнес-центр с бассейном, детский развлекательный центр и трехуровневая подземная автостоянка. Четырехэтажная коробка успешно монтируется, а на огромном плакате, который вывешен на стройплощадке, нарисован будущий комплекс, фасад которого (надо сказать, вполне пристойно выглядящий на картинке) будет смотреть на Московский вокзал.
Интересно, что в 2006 году застройщики объявляли конкурс на лучшее название своего детища, обещая премию в 100 тысяч рублей. Автор статьи посылал им свое предложение — назвать комплекс «Яма», — но премии не получил, потому что название выбрали другое. А жаль: это было бы наиболее логично, если учесть долгую историю самой дорогой ямы в мире, о которой «Новая» не раз рассказывала.
Напомним читателям, что, потратив около 90 миллионов долларов и не построив ничего, кроме огромного котлована на месте запланированного вокзального комплекса для будущей высокоскоростной магистрали Москва — Петербург, печально известное РАО «ВСМ» практически обанкротилось (при этом за гигантские средства, бессмысленно закопанные в яме, так никто до сих пор и не ответил), а полученный недострой сперва был передан федеральным властям в счет долгов РАО, затем продан группе инвесторов с участием Внешэкономбанка, потом перешел к Казкоммерцбанку… Сейчас комплекс, строительство которого несколько раз откладывалось (первоначально его собирались закончить в 2008 году), возводит строительная компания «Бриз». Вот только окупится ли он — неизвестно.
То, что прибыльной будет подземная парковка, расположенная у вокзала, несомненно. Детский развлекательный центр, возможно, окупится: их в городе мало. А вот что касается всего остального, то с этим есть проблемы: Невский проспект и эта часть Лиговки, мягко говоря, не страдают отсутствием магазинов, кафе и кинотеатров, и за счет чего владельцы «Галереи» собираются окупить свои вложения — неясно. Будут привлекать более низкими ценами? Или сдавать помещения под офисы? Конечно, как и в Москве (где аналогичный комплекс расположен у площади трех вокзалов), расчет делается на пассажиров, которые в ожидании поезда коротают время, но их не так много: это Москва — всероссийский «перевалочный пункт», а о Петербурге такого не скажешь.
Наконец, есть еще одна проблема: Минтранс и «Российские железные дороги» не оставляют наполеоновских планов все-таки построить высокоскоростную магистраль.
Весной 2006 года министр Игорь Левитин заявил, что проект будет разработан к концу 2007 года (и будет стоить от 85 до 100 миллионов долларов), а магистраль стоимостью 5 миллиардов долларов построят к 2012 году. Потом дело, казалось бы, совсем заглохло, но весной 2009 года, как выяснилось, в ОАО «РЖД» состоялось заседание научно-технического совета, на котором президент компании Владимир Якунин заявил, что «в качестве пилотного проекта создания высокоскоростных магистралей в России планируется строительство выделенной пассажирской железнодорожной магистрали на участке Москва — Санкт-Петербург».
Как сообщается на сайте ОАО «РЖД», участники заседания «рассмотрели ход подготовки проектной документации, нормативного обеспечения для проектирования, строительства и эксплуатации магистрали, обсудили варианты прохождения трассы, ввода высокоскоростной линии в Москву и Санкт-Петербург, размещения конечных пассажирских станций, проектов вокзальных комплексов», и «в последующем проектные и строительные решения будут согласованы с органами государственной власти РФ, а затем предпроектные обоснования инвестиций передадут на государственную экспертизу».
Наконец, когда проходила демонстрационная поездка скоростного поезда «Сапсан», который будет пробегать между столицами за 3 часа 45 минут, Якунин заявил, что считает необходимым «ускорить согласование проекта указа президента РФ «О неотложных мерах по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения» и что начинать его организовывать надо именно с магистрали Москва — Санкт-Петербург, при этом с 2010 года «целесообразно начать инженерные изыскания и работы по проектированию магистрали». Заметим, что сейчас «Невский экспресс» преодолевает расстояние между Москвой и Питером за 4 часа 30 минут — притом что в 2006 году ему хватало 3 часов 55 минут: из-за ремонта поезда стали ходить медленнее. К тому же билет на «Сапсан» — самый дешевый — будет стоить как билет на самолет…
Ну а если все-таки построят ВСМ (пусть и не к 2012 году), то куда же в Петербурге будут приходить высокоскоростные поезда? И не придется ли тогда сносить «Галерею», расчищая место под вокзал, и копать еще одну яму?
Борис ВИШНЕВСКИЙ