Юрий мамин: башню на охте строит грядущий хам
C Юрием Маминым мы встретились в его рабочем кабинете, в старинном питерском доме на углу Гороховой и Садовой. Едва услышав тему интервью, мэтр отложил все дела: «Я знаю, насколько это важно и срочно. Приезжайте ко мне прямо завтра!» Режиссер Мамин, автор легендарных «Окна в Париж», «Бакенбардов», «Горько!», в представлении вряд ли нуждается. Но сегодня поклонники увидят Юрия Борисовича в несколько необычном амплуа: на страницах «Новой» он выступает в роли радикального градозащитника.
Непотопляемые временщики
— Гигантский небоскреб, сравнимый с американскими, который Газпром собирается возвести на Охте, сразу уничтожит Петербург как город неповторимого архитектурного стиля, — объяснил свое возмущение собеседник «Новой». — Надо либо очень не любить Петербург и сознательно стремиться сильно навредить ему, либо ничего не понимать в гармонии и красоте, созданных великими предками, и ставить личное сиюминутное обогащение выше интересов нынешнего и будущего поколения петербуржцев. Это хамство по отношению к ним. Так могут поступать лишь временщики, у которых не хватает воображения, чтобы представить, как потомки будут проклинать их варварство и плевать на их могилы.
— Говоря о происходящем, вы то и дело используете слово «хамство»...
— Незадолго до Октябрьской революции, когда ощущалось, что нас может ожидать в недалеком будущем, Мережковский написал статью «Грядущий хам». А потом Кустодиев написал картину «Большевик», на которой изображен этот хам — гигантский бородатый мужик с красным знаменем, который шествует над городом, перешагивая через здания и реки. Это провидческие образы… Сегодня, с высоты наших дней, уже XXI века, мы можем вспомнить и отметить, сколько же прекрасных храмов и исторических зданий было порушено в советской России вообще и в Ленинграде-Петербурге в частности. Малограмотными правителями, лишенными представления о традициях, о культуре. Их абсолютно не трогала красота северной столицы. Она была им безразлична.
— Наверное, стоит добавить: созданная не ими?
— Естественно, не ими. Ведь Питер — самый красивый город страны — был создан лучшими зодчими Европы. Многие архитекторы сгорели здесь от скоротечной чахотки. Но успели оставить прекрасный след своими сооружениями. Заметьте, что все русские цари только приумножали красоту города, приглашая все новых талантливых градостроителей, оставивших свой след в истории архитектуры. И только Октябрьская революция прервала этот процесс.
В 1924 году Зиновьев требовал снять с Александрийского столба ангела и поставить вместо него гигантскую фигуру Ленина. Чудом удалось не допустить этого варварства. Иначе нам сегодня было бы стыдно выходить на Дворцовую площадь.
— Но вы сами упомянули Америку, а там...
— Америка — это новая страна, без исторических традиций. Нью-Йорк строился по принципу: чем меньше площадь постройки, тем выше здание, чтобы побольше на нем заработать. Со временем город небоскребов приобрел свой архитектурный стиль. Он по-своему прекрасен. Но к Петербургу это не имеет никакого отношения. Если смотреть на наш город с высоты 5-этажного дома, он напоминает равнинное плато из чередующихся крыш, над которыми возвышаются сверкающие купола церквей. В этом его особенность. В Москве такой панорамы вы не увидите… Некоторые считают Петербург самым красивым городом мира. Но эту точку зрения никогда не разделяли советские градоначальники. Партийные бонзы, аппаратчики — Толстиковы-Смирновы-Романовы, — которые устраивали свадьбы своих детей во дворцах, били царские сервизы, продавали за рубеж шедевры искусства, устраивали в храмах склады, наносили городу вред, сравнимый с фашистскими бомбежками. Есть такое понятие: временщик. Это высокопоставленный чиновник, который в течение определенного срока осуществляет руководство промышленным или культурным объектом, городом, страной… Он живет по принципу: после нас хоть потоп. Но мы-то не можем так жить! Мы не хотим допустить, чтобы наши потомки, будущие петербуржцы, жили не в этом уникальном городе, а в беспорядочном нагромождении строительных конструкций... Так уже случилось с Москвой и многими городами, потерявшими свое лицо. Там вовсю похозяйничал Грядущий хам. Но у нашего города, кроме лица, подаренного нам предками, ничего более ценного нет!!! Это, если хотите, единственное, что отличает Петербург, выделяя его из городов мира. И тот уродливый стандарт, который укоренился в столице и других городах России, здесь недопустим!
Зачем нужны звездочки
— Надежда еще есть на то, что их можно остановить?
— Ну а зачем мы с вами тогда разговариваем? Надо их остановить. Необходимо. Я не знаю, как можно будет жить в городе, где надо всем возвышается это 400-метровое уродство, и над Смольным собором, и над Исаакием... Архитектурное величие города будет уничтожено, как только поставят здесь этого монстра. Ратовать за него может только чужак, пришелец, человек без культуры, без традиций, без исторической памяти, без ответственности перед будущим, равнодушный ко всему, кроме собственной выгоды — потому что вместо глаз у него полтинники.
— А как вы относитесь к планомерному уничтожению исторического облика города, так называемой рядовой застройки — которая, по сути, и являет собой душу Петербурга?
— С болью. У нас все-таки не демократическое государство, а вертикаль власти. A власть в нашей стране часто дает право нарушать законы и делать все ради собственной выгоды или собственного удовольствия. Такое право дают звездочки на погонах или кабинеты в федеральных офисах. Попробуйте при этом добиться справедливого решения в наших судах! Европейский суд по правам человека завален заявлениями от российских просителей, которые не могут добиться справедливости в своей стране. Если говорить о тихом разрушении города, то оно происходит постоянно. Кому-то за какие-то заслуги разрешают перестроить или снести какое-то старинное здание или построить офис на месте исторического сквера. Иногда сносятся целые кварталы. Это делается тихой сапой, без оповещения общественности. Это «стыдливое» разрушение города — ведет к его необратимым изменениям. И скоро мы ахнем: боже мой, этого сквера уже нет, и переулка нет! И целый исторический квартал превратился в холдинг некой компании. А целевые поджоги — этот проверенный в Москве и успешно отработанный метод расправы со стариной, когда нужно освободить место для коммерческой застройки! Сейчас подобные пожары в Петербурге не редкость. Это все — постепенное перерождение города.
Но когда возникнет газпромовский монстр — бесполезно будет говорить о спасении какого-то отдельного здания, квартала, района. Прежнего города не станет!
— Вы давно живете в этом доме?
— С рождения. В эту квартиру въехал мой дед еще в конце 1920-х.
— Его еще не пытались признать аварийным?
— Пытались. Он построен во второй половине XIX века, пережил блокаду. Конечно, его надо капитально ремонтировать... Гороховая улица — она вся историческая, здесь жили и писатели, и их персонажи. Где жил Обломов, например? Вполне возможно, что в моей квартире. Напротив, на втором этаже дома № 33, по версии Достоевского, Рогожин убил Настасью Филипповну. Дальше — Екатерининский канал, на котором жили поэты Серебряного века, Малая Голландия с квартирой Блока, дворец старой графини из «Пиковой дамы», а дальше Мойка с домом Пушкина… Это ценности для человека, ощущающего свою связь с предками, историей и культурой. Но это лишь пустой звук для невежественных предпринимателей, желающих заработать деньги. Когда у человека есть свобода физическая, но нет свободы духовной — он разрушитель. Это мне напоминает любителей природы, которые выезжают в лес, чтобы убивать. Я считаю охотников людьми с неразвитой психикой, которые лишены чувства уважения к чужой жизни, чувства сострадания. То же самое относится и к разрушителям старых городов. Это очень близкие категории неразвитого сознания.
И все же до такого произвола еще не доходило — весь город подставить под 400-метровую башню и сделать его игрушечным придатком к этому монстру... Это уже перехлест. Безнаказанность рождает беспредел и позволяет хозяевам жизни относиться к нам как к муравьям. Стоят над муравейником и ощущают себя вправе наступить на него ногой, разрушить или помочиться…
Не думай о пиратах свысока
— Юрий Борисович, похоже, многое из того, о чем мы сейчас говорим, так или иначе звучало в вашей давней картине «Бакенбарды»...
— Для фильма «Бакенбарды» это верно лишь отчасти. Картина была посвящена проблеме отечественного национализма, его причин, методов, проявлений, связей с партийным руководством. Когда меня в связи с выступлениями и преступлениями скинхедов приглашали участвовать в телевизионной полемике, я всегда заявлял: покажите «Бакенбарды». Там я основательно высказался по всем этим вопросам. Картина гораздо более действенное средство, чем обмен словами. Но чиновникам от телевидения активно не нравится этот фильм. Эту картину демонстрируют крайне редко. Собирались показать по каналу «Культура», ко мне приезжал Кирилл Разлогов, брал интервью, предваряющее фильм. Но, как видите, решили не показывать.
— Вы недавно обмолвились, что политической сатиры в нашем кино нет. Это так?
— Она закончилась, пожалуй, с картиной «Окно в Париж». Кстати, после этого я больше не получал никакой государственной помощи, никогда, вплоть до последней картины «Не думай про белых обезьян». На нее удалось добиться частичного финансирования от Минкульта. Но ведь это впервые за десять лет! Закончилась эпоха перестройки, когда руководителям государства надо было сбить с пьедестала прежние идеалы социализма и когда им нужен был социальный сатирик. Теперь другие лозунги: «Не раскачивайте лодку» и «Воспитывайте молодежь на положительных примерах». Когда чиновничество рассаживается в кресла, само существование социального критика представляет угрозу для незыблемости их положения.
Райкиных нет. Гоголей и Салтыковых-Щедриных нет. Их вытравили. Стиль американского коммерческого кинематографа победил все остальное. Новый зритель инфантилен и невзыскателен. Взрослые люди на вечерних сеансах смотрят фильмы типа «Властелин колец» или «Пираты Карибского моря» — это говорит об инфантилизации общества. Оно неразвито. Люди до 30–40 лет остаются с примитивными детскими вкусами. Отсутствие общей культуры в обществе, в СМИ, на телеэкранах плодит невежд, для которых пушкинско-блоковский Петербург, имена каких-то зодчих — пустой звук!..
— А у вас нет планов снять фильм или поучаствовать в каком-то проекте и рассказать вашим языком о том, что происходит сейчас с городом?
— С чем нет проблем — так это с планами и идеями. Но у меня нет денег для их осуществления. И не могу их достать. Как много людей вслед за Пушкиным готовы воскликнуть: «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом!»... У меня украли картину «Не думай про белых обезьян» — до сих пор продаются только пиратские копии, в результате я так и не смог вернуть те средства, которые взял у инвестора. Я обращался с письмом к Путину как к председателю Совета по кинематографии, просил помочь: дать распоряжение расследовать это преступление и проследить цепочку от магазина до заказчика, чтобы я имел возможность подать в суд на конкретного виновника воровства. Никакого ответа. Я думаю, что письмо до премьера не дошло… Преступники срослись с руководящими чиновниками и органами правопорядка. Это и принято называть мафией.
Очень хотелось бы, чтобы Путину удалось обуздать видеопиратство. А нам удалось бы остановить строительство небоскреба в Санкт-Петербурге!
Полную версию материала читайте на портале ЗАКС.Ру
Беседовала Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС
Кстати
На днях Юрий Мамин подписал инициированное «Живым городом» «антигазпромовское» открытое обращение, адресованное президенту Медведеву. Фамилия режиссера наравне с подписями других оппонентов небоскреба — как общественных деятелей, так и простых петербуржцев — стоит и под одним из сотен заявлений, переданных в Комиссию по землепользованию и застройке Красногвардейского района, с требованием признать слушания 1 сентября нелегитимными и не давать ОДЦ «Охта» разрешение на отклонение от предельных параметров высоты. Так что чиновники районной администрации, считай, за здорово живешь получили автограф знаменитого мэтра...