Когда подводит ксерокс
Неожиданный оборот получила продолжающаяся с марта резонансная тяжба «Граждане против Госстройнадзора». Притом что проигранный в первой инстанции процесс отнюдь не закончен (заседание коллегии Городского суда по этому делу состоится в начале октября), рассерженные жители, не дожидаясь нового этапа судебного разбирательства, пожаловались на всесильную Службу ГСНЭ и ее начальника Александра Орта на самый верх. Помимо прокурора северной столицы, многостраничные жалобы с подробным описанием «художеств» заинтересованного лица ушли президенту Медведеву, главе Следственного комитета Бастрыкину, председателю Конституционного суда Зорькину и лидерам фракций Госдумы.
А в ответ — тишина
Напомним, предпринять массированную атаку на СГСНЭ жителей Васильевского острова заставила оголтелая, изрядно всем мешающая стройка, которая вот уже второй год идет на 15-й линии, 76 (см. «Новую» № 4, 18, 27). Активисты, представляющие несколько домов, расположенных в окрестностях внушительной стройплощадки, направили в суд два заявления, одно из них — об оспаривании: а) решения и б) бездействия органа государственной власти — Службы Госстройнадзора и экспертизы; второе — об оспаривании отказа начальника службы в предоставлении конституционно гарантированной информации. Первый процесс был проигран в двух инстанциях несколько раньше, в данный момент рассматривается надзорная жалоба; а в августе районная Фемида вынесла решение по второму иску: «В обязании предоставить информацию — отказать», — черным по белому гласит вердикт.
Это-то и переполнило чашу терпения.
— Непосвященный человек подумает, что мы запрашивали какие-то се… секретные сведения! — один из участников процесса, житель дома 79 по 16-й линии Михаил Орлов от возмущения едва не начинает заикаться. На самом деле заявители хотели всего лишь получить внятные ответы на свои вполне закономерные вопросы. Ну или просто — ответы. Все-таки не здорово, когда на одном конце провода — взвешенные аргументы и вопли отчаяния, а на другом — тишина…
— В службе уверяют, что отвечали на все поступившие от нас обращения, — продолжает Михаил Александрович. — А по нашим данным, бумаги из ведомства Орта высылались не тем людям, не по тем адресам и вообще — совсем по другим вопросам, нежели были заданы!..
Штамповка — дело тонкое
Но поистине фетишем в комедии абсурда стало заявление жителей трех домов «О бездействии Управления Госстройнадзора», переданное в Службу СГСНЭ год назад, 26 сентября. Как рассказывают Орлов и его соратники, в канцелярии у них приняли первый оригинальный экземпляр (с собственноручными подписями граждан), поставили на титульном листе синий штамп и отметку с указанием входящего номера. А затем отпечаток этого листа с помощью копира перенесли на оборотную сторону титульного листа второго подлинника документа — который оставался у заявителей. Те, конечно, настаивали, чтобы на втором экземпляре был также проставлен живой штамп или хотя бы чернильная роспись сотрудника, однако — тщетно.
«Отказ объяснили распоряжением руководства службы не делать подлинные отметки гражданам на их экземплярах заявлений», — свидетельствует Михаил Орлов в своем обращении в Горпрокуратуру.
В итоге ответа на свой «вх. 549/08» василеостровцы так и не дождались. Причем, по мнению Службы — с которым вполне согласился суд, — и не должно было быть никакой реакции, ибо… не было никакого заявления!
Куда исчез экземпляр, принятый канцелярией (не иначе, канул в черную дыру), суд разбираться не стал, а тот документ, что предъявили жители (с откопированными реквизитами и штампом), — подлинником не признал. Более того, как утверждают сотрудники СГСНЭ, под входящим номером 549/08 у них зарегистрирован совершенно другой запрос — датированный 11 июля, ответ на который «был подготовлен и направлен заявителям». Правда, вместо Курс Т. В. его получила Халявка О. Н., но это не беда, ибо «допущенная исполнителем техническая ошибка в написании фамилии адресата никоим образом не повлияла на права заявителей по получению необходимой им информации» — так сочла районная Фемида. Вместе с тем, по ее оценке, «поступление в службу оспариваемого заявления 26.09.08 не нашло объективного подтверждения, представленная заявителями ксерокопия… не может являться допустимым доказательством».
Чисто шоколад
Был ли пресловутый копир действительно марки «Ксерокс» или все же «Кэнон» — история умалчивает, но в сухом (вернее, в мокром) остатке служба оказалась вся в шоколаде, а жители — в фекалиях. За последний месяц в примыкающем к стройке доме по 15-й линии, 74 — в самом здании и во дворе — случилось минимум четыре аварии. «Из люков били фонтаны, квартиры первого и второго этажа затопило нечистотами», — констатируют пострадавшие. Заметим, по свидетельствам очевидцев из 74-го и соседних домов, строители откачивали грунтовые воды из котлована прямо в канализацию.
В связи с этим, а также учитывая, что виновник разрушения недавно отремонтированных квартир до сих пор якобы не найден (собственники жилья ни на йоту не сомневаются, что причина трещин, обвалов и прочих напастей — все та же злополучная стройка под окнами), обитатели двух домов затеяли новую тяжбу против Службы ГСНЭ. На днях в Василеостровский районный суд подано заявление, в котором оспаривается «уклонение СГСНЭ от создания комиссии по установлению причин повреждения жилых зданий».
Параллельно председателю Городского суда и в Квалификационную коллегию судей Петербурга ушли жалобы на «неправомерные действия» судьи Надежды Тумашевич, рассматривавшей в районной инстанции первое «антиортовское» дело. Что касается судьи Анны Кузнецовой, вынесшей решение по второму делу «Граждане против Госстройнадзора», то на нее — вкупе с руководством СГСНЭ — жители пожаловались, минуя городской уровень, сразу Дмитрию Медведеву, Александру Бастрыкину, Валерию Зорькину и лидерам фракций Государственной Думы.
Тем временем заседание коллегии Городского суда в рамках знаковой тяжбы назначено на 7 октября.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА