Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

У меня зазвонил телефон. «кто говорит?» — «оон»

15 октября 2009 10:00

В начале недели были отосланы экспресс-почтой премьеру Путину и президенту Медведеву, а также переданы в Смольный и Мариинский дворец коллективные петиции общественного природоохранного объединения «Комендантский пятачок» (предысторию см. в «Новой» № 75). «Тексты нижеследующих обращений, принятых как символ выражения воли более 6000 жителей нашего микрорайона, послужат, мы надеемся, весомым аргументом при рассмотрении вопроса о судьбе нашей зеленой зоны на заседании правительства Петербурга», — говорится в преамбуле послания.





Выйди и верни
«Мы обращаемся к губернатору с просьбой немедленно ликвидировать это безобразие. Мы обращаемся к ленинградцам-петербуржцам помочь нам в нашей справедливой борьбе. Мы обращаемся за помощью к руководству всех партий, к руководителям общественных движений, к депутатам Законодательного собрания, к прокуратуре города, — гласит текст. — В случае отказа руководства помочь нам незамедлительно мы оставляем за собой право противодействия уплотнительной застройке в нашем микрорайоне. В случае использования против жителей милиции и сил ОМОНа, ЧОПа мы оставляем за собой право незамедлительно обратиться в Страсбургский суд по правам человека. Мы намерены также обратиться за помощью к лауреатам Нобелевской премии и в ООН».
Добавим, ООН в лице члена консультативной группы, координатора Международного альянса жителей Чезаре Оттолини ситуацией в Приморском районе северной столицы РФ уже заинтересовалась. По словам синьора Оттолини, побывавшего во время недавнего визита в Петербург в горячей точке на Долгом озере, Организация объединенных наций взяла этот адрес под свой контроль.
Двести двадцать живых подписей под обращением к городской и федеральной власти удалось получить во время собрания «Комендантского пятачка», вылившегося в импровизированный митинг, который прошел на месте событий в минувшее воскресенье. Всего в наполовину уничтоженном сквере на пересечении улицы Шаврова и Комендантского проспекта собралось от 150 до 200 человек. Поддержать жителей микрорайона, пытающихся отстоять свой двор от уплотнительной застройки, приехали представители различных общественных движений и организаций, среди них активисты СКМ, ДГИ, анархистского сообщества, Совета инициативных групп Московского района. Спектр развешанных на бетонном заборе лозунгов простирался от уповающего «Власть! Помоги людям!» до радикально-императивного «Выйди на улицу, верни себе город!». Кое-кто развернул флаги, хотя, справедливости ради, не все местные повстанцы высказали этому одобрение: по мнению части жителей, «ни в коем случае не следует переводить конфликт в политическую плоскость».

Миражи, чертежи
Меж тем, по оценке общественных активистов, ситуация на Комендантском, с одной стороны, очень напоминает события лета 2008 года в районе Полюстрова-Пискаревки (вошедшие в историю как «оборона сквера Подводников»). Напомним, тогда обитателям 43-го квартала, долго и ожесточенно сопротивлявшимся экспансии строителей, так и не удалось защитить от вырубки памятные, высаживавшиеся в честь погибших героев рябинки и клены. Впрочем, если следовать хронологии, то скорее это полюстровцы взяли на вооружение пример коллег с Комендантского: еще в апреле прошлого года жители «пятачка» в буквальном смысле вставали под краны, цеплялись за бетонные плиты и чуть ли не бросались под строительную технику (см. Новую» № 27, 2008).
Есть и другое сходство. Защитников зеленой зоны в Калининском районе долгое время упрекали в том что, это, мол, и не сквер никакой вовсе, а мемориальная аллея вообще высажена без разрешения и потому незаконна. А на днях поступил ответ губернатора на запрос по Комендантскому пятачку депутатов фракции КПРФ ЗакСа. Парламентарии, откликаясь на обращения граждан, задали главе исполнительной власти два вопроса: «Поддерживаете ли вы сохранение данного сквера в квартале 27-А района Озеро Долгое как единственной зеленой зоны всего квартала?» и «Считаете ли вы необходимым дать поручение об отмене постановления правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 года № 1770 в связи с нарушениями сроков и условий выполнения инвестиционного договора?». Уточним, согласно документам, высотка на территории сквера должна была появиться еще год назад.
К какому же выводу приходит, разобравшись в деталях, Валентина Ивановна?
«Пустырь на пятне корп. 49, 50, 51, 52 в квартале 27А района Озеро Долгое… частично благоустроен жителями… также осуществлены посадки нескольких деревьев, кустарника и выставлены вазоны с цветами. Указанное благоустройство выполнено без разрешительной и проектной документации и на баланс никому не передано», — указывает градоначальник. Иными словами, тех самых «нескольких деревьев» де-юре не существует. А то, каким образом «пустырь» попал в перечень территорий ЗНОП, в письме из Смольного не разъясняется.

Сдачи не надо
С другой стороны, как считают активисты, напрашиваются явные параллели с застройкой бульвара Крыленко в Невском районе. Так же, как и фирма «Донк», добившаяся некоторое время назад уничтожения значительной части бульвара между улицами Крыленко и Серафима Огнева, компания «Северный город» начала забрасывать окрестные дома цветными, отпечатанными на мелованной бумаге листовками, в которых жителям наглядно разъясняется, как им хорошо будет жить после реализации скандального проекта.
— Для картинки взят такой ракурс, что создается ощущение, будто зелени и свободного пространства после застройки становится еще больше, чем было, и новая высотка совсем не подавляет наши дома, — удивляется Елена Гаврилова, жительница дома по Шаврова, 15.
Используя методику «народного анкетирования», апробированную в свое время коллегами из фирмы «Донк», «Северный город» предлагает «уважаемым жителям микрорайона» поставить галочку против того или иного наиболее предпочтительного варианта благоустройства территории, в качестве довеска к основному проекту строительства. В списке с нумерацией от a до f значится: «озеленение», «расширение проезжей части», «организация парковочных мест», «оборудование детской площадки», «зона отдыха для взрослых», «иное».
— Это такой психологический трюк. При иллюзии выбора никакой альтернативы на самом деле нет: такого варианта, как «запретить стройку», в перечне вы, разумеется, не найдете, — констатирует Гаврилова. — Инвестор, совершенно очевидно, исходит из того, что все уже решено в его пользу. То есть бери на сдачу, пока дают, и ни в чем себе не отказывай!

А тебя мы вычеркиваем
Что касается «решения в их пользу», то, судя по всему, предприниматели не так уж и не правы. «Работы по строительству жилого дома по указанному адресу приостановлены до внесения соответствующих (выделено мною. — Авт.) изменений в Закон «О зеленых насаждениях общего пользования», — не скрывает ближайших планов губернатор, специально подчеркивая, что означенный закон был принят «без учета» действующего на тот момент постановления о проектировании и возведении нового дома. То есть визуально посмотрели — ага, сквер: занесли в реестр, присвоили номер. А нужно было так: здесь хотят строить — значит березки только мерещатся.
Переводя с русского на русский, сквер — прошу прощения, пустырь — вот-вот вычеркнут из всех зеленых списков, и тогда уже можно будет наконец спокойно работать. Сперва, конечно, придется подогнать реалии под свежеиспеченные бумаги — чтобы и следа сомнений не оставалось, но это уже дело техники. Или по старинке, вручную — пила, топор…
«Реализация данного инвестиционного проекта позволит благоустроить территорию квартала площадью около 2 тыс. кв. м, с дополнительной высадкой деревьев, кустарников. По генеральному плану на благоустраиваемой территории площадь детских площадок, мест отдыха для взрослых и спортивных покрытий составляет более 500 кв. м», — подливает ложку меда градоначальник.
Сейчас жители вместе с общественниками разрабатывают программу оперативного реагирования в форс-мажорных обстоятельствах: как будет работать система оповещения; решаются вопросы координации действий, графика дежурств. Условное перемирие, по оценке защитников сквера, может быть нарушено в любой момент.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА