Сосланные в гиперборею
Тема сталинских репрессий снова стала остро политической: можно ли ставить между ними и гитлеровскими преступлениями знак равенства? 30 октября — в день памяти жертв политических репрессий — мы вспоминали тех, кто пострадал без вины.
Основная работа научно-информационного центра «Мемориал» заключается в поиске и обработке сведений о репрессиях сталинского времени. Совсем недавно центр подготовил второй выпуск «Виртуального музея ГУЛАГа». Он распространяется на DVD-диске, который любой желающий может получить в «Мемориале» по адресу ул. Рубиштейна, 23, офис 103. Готовится интернет-версия, рабочий вариант ее представлен на сайте.
Виртуальный музей ГУЛАГа состоит из трех частей. Первая рассказывает о десятках российских и зарубежных музеев, посвященных сталинским репрессиям. Вторая — это список мест расстрелов и захоронений, лагерных кладбищ — «Некрополь террора», а также фотоальбом «Следы ГУЛАГа»: остатки лагерей, шахт, лагерных производств, зданий тюрем и судов, все те внемузейные объекты, которые вобрали в себя и хранят память эпохи. Третья часть — фотографии избранных экспонатов из музеев, которые описывались в первой, снабженные подробным описанием, в том числе легендой — историей вещи и биографией ее владельца, если таковые известны.
Первый памятник жертвам ГУЛАГа в СССР
Лагерное кладбище заключенных при ОЛП № 2 Интинского лагеря
Россия, Республика Коми, г. Инта, Восточный микрорайон, Центральная ул.
Восточное кладбище заключенных Интинского лагеря возникло в середине 1940-х при ОЛП № 2 (ныне поселок Восточный в черте Инты), располагалось в 1,5 км от лагеря. Хоронили в индивидуальных могилах, на которых устанавливали столбики с номерами. Известны случаи, когда индивидуальные захоронения, неглубокие из-за вечной мерзлоты, весной обнажались; в этом случае останки перезахоранивали в общих могилах.
Со второй половины 1950-х здесь хоронили жителей Инты и ссыльных. Это первое городское кладбище в начале 1960-х было закрыто.
Территория кладбища около 1,3 га. В настоящее время оно заросло травой, многие надгробия находятся в запущенном состоянии или разрушились. Столбики с номерными знаками на могилах заключенных утрачены полностью.
В 1956 году политзаключенные-латыши перед отъездом на родину установили на кладбище памятник погибшим землякам — Dzimtenei («Родине»). Скульптор Эдвардс Сидрабс (в тот момент еще остававшийся в заключении); организатор работ — бывший заключенный Адольф Пунтулис, живший в Инте на «вечном поселении». Работы проводились тайно, памятник был отлит из бетона по частям, установлен в течение одной ночи. Открыт 29 июля 1956 г., освящен латышским священником, заключенным Интинского лагеря, в присутствии около 200 человек; при открытии был исполнен латвийский национальный гимн. В 1989 г. отреставрирован.
Dzimtenei — первый памятник заключенным ГУЛАГа в Коми и, вероятно, во всем СССР. В том же 1956 году аналогичная попытка литовцев и эстонцев поставить памятник погибшим соотечественникам была пресечена.
В 1990 году по инициативе Вильнюсского общества политссыльных на кладбище установлен памятник «Христос Скорбящий». Надпись на табличке: «Не вернувшимся», на литовском, коми и русском. Скульптор Ионас Иодишюс. Открыт 18 августа 1990 года, освящен епископом Казимиром Василяускасом, бывшим узником Интинского лагеря.
Музей истории Байкало-Амурской магистрали
676282, Россия, Амурская область, г. Тында, Спортивная ул., 22
Тел. 7-41656 (41690)
Директор Сергей Федорович Мищенко
Музей открыт в 1976 году решением Амурского облсовета: «Об открытии в Тынде музея истории БАМа в целях обобщения трудового опыта строителей магистрали, организации воспитания трудящихся и подрастающего поколения» на базе копийной документальной выставки по истории строительства БАМа, существовавшей в здании районного Дома культуры с 1975 г.. В первое время выставка и материалы хранились в вагончике, затем в школе комсомольского актива пос. Северный. В 1979 г. музей переехал в одноэтажное деревянное здание, где развернуты постоянные и временные экспозиции (в частности — «Изыскания и строительство БАМа в 30-е годы», представляющая в основном фотографии, личные вещи вольнонаемных строителей, их документы). В 1992 г. музей переехал в здание городской библиотеки; с ноября 2001 г. находится в нынешнем помещении, современная экспозиция создана в 2003 г., включает 8 залов, занимает 2000 кв. м.
Целенаправленный сбор экспонатов и документов по истории ГУЛАГа начат в конце 1980-х по инициативе директора музея С. Ф. Мищенко. Коллекция по теме представлена в основном,документами и экспонатами по истории строительства Байкало-Амурской магистрали, а также материалами по истории Борского ИТЛ — лагеря по разработке уранового месторождения в Мраморном ущелье (Каларский р-н Читинской области, 1949–1951).
В двух залах постоянной экспозиции размещена выставка «История БАМЛАГа», а также экспозиция по истории уранового рудника в Мраморном ущелье, созданы инсталляции: «Фрагмент лагерного барака» и «Строительство дороги». Отдельные экспонаты по истории ГУЛАГа встречаются в других разделах экспозиции.
Комплектование фондов по теме ведется путем сбора документов, фотографий и экспонатов у жителей города и района, работы в архивах, экспедиций сотрудников музея со школьниками по местам лагерей на БАМе и лагеря в Мраморном ущелье. В экспозиции почти все материалы, относящиеся к истории ГУЛАГа. Наиболее интересные предметы собраны в экспедициях в Мраморное ущелье 1992 года: тачка, деревянные колодки для хождения в подземных штольнях, «кошки» для хождения по льду. Из документальных материалов большой интерес представляют фотографии лагерного периода строительства БАМа, а также коллекция по истории Сковородинской Мерзлотной станции (в том числе копия рукописи П. А. Флоренского в соавторстве с П. Н. Каптеревым), документы из семейного архива бывшего начальника I отделения БАМЛАГа А. М. Пачколина.
Музей занимается просветительной работой, 30 октября организует ежегодные встречи с репрессированными, участвует в организации школьных экспедиций по остаткам лагерей, в частности в Мраморное ущелье.
Кружка с надписью: «Неизвестно, когда я вернуcь домой»
Название экспоната: Кружка
Описание: Алюминиевая кружка цилиндрической формы, с ручкой, округлые края загнуты наружу. На боковой поверхности выцарапано изображение могильного креста и надпись: «Неизвестно, когда я вернусь домой».
Легенда: Найдена в 2003 г. на территории бывшей лагерной зоны в черте города Печора (район Научно-исследовательской базы САНО Печорского железнодорожного строительства) экспедицией Музея «Покаяние» (руководитель Т. Г. Афанасьева).
Сторожевая вышка, Якутия
Сторожевая вышка
Россия, Республика Саха (Якутия), Томпонский улус. Территория бывшего лагпункта Ольчан-2 Янстроя. Фото 2006 года.
Название экспоната: Шлем
Описание: Головной убор фабричного производства из натурального шелка с подкладом. Имеет форму капора, закрывающего шею, лоб и застегивающегося под подбородком на металлическую кнопку и пряжку. На уровне ушей имеются небольшие сквозные отверстия (диметр 2,5 см), закрывающиеся на пришивные клапаны с металлическими застежками-кнопками. На подкладе — знак фирмы-изготовителя и надпись: London.
Легенда: Шлем приобретен Л. П. Карсавиным в 1920 г., использовался им при езде на автомобиле и для защиты от солнечных лучей. После ареста Карсавина хранился в семье. Подарен дочерью, С. Л. Карсавиной, Абезьскому музею в конце 1990-х. В мае 2002 г. передан В. В. Ложкиным в фонды Интинского краеведческого музея.
Биография: Карсавин Лев Платонович (1882, СПб. — 1952, Абезь), религиозный философ и историк-медиевист, д-р истории (1916), д-р богословия (1918). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1906), преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, Высших курсах П. Ф. Лесгафта, в Психоневрологическом институте. С 1913 г. — экстраординарный профессор Петербургского университета, с 1915 г. — ординарный профессор Историко-филологического института. Казначей Исторического общества при Петроградском университете. Сотрудничал в журналах «Вестник Европы», «Голос минувшего», «Церковный вестник», «Исторический вестник» и др. Один из создателей (1919), затем ректор рабфака Петроградского университета. В 1918–1922 гг. участник ряда философских обществ, сотрудничал в издательстве «Наука и школа», в сборниках «Феникс» и «Стрелец». Создал оригинальную религиозно-философскую систему в русле метафизики всеединства. Арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в ноябре 1922 г. выслан из страны на так называемом философском пароходе, жил в Берлине, с 1926 г. в Париже, в 1925–1926 гг. один из идеологов евразийства. С 1927 г. профессор Каунасского университета (Литва). В 1940 г., после включения Литвы в состав СССР, с университетом выехал в Вильнюс, отстранен от преподавания; был директором Вильнюсского художественного музея. Арестован 9.07.1949, приговорен 4.03.1950 к 10 годам заключения. В лагере (пос. Абезь, Коми АССР) написал ряд религиозно-философских сочинений. Умер в лагерной больнице 20.07.1952.
Подготовил Анджей БЕЛОВРАНИН