Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лошадиная сила. дорого

23 ноября 2009 10:00

Ставка транспортного налога в Питере остается одной из самых высоких в стране





Госдума и Совет Федерации пришли к согласованному решению относительно ставок транспортного налога, предстоящее повышение которого оставалось главной темой для российских автовладельцев в последние две месяца.
Перед этим, несмотря на массовые акции протеста автомобилистов, прошедшие в том числе в Петербурге, нижняя палата парламента приняла решение об увеличении базовой ставки транспортного налога в два раза, но уже через три дня устами спикера Бориса Грызлова дала отбой. Верхняя палата (ее спикер Сергей Миронов, заметим, еще до этого заявлял, что повышать ставку не надо) тут же отклонила соответствующий законопроект. В результате работы согласительной комиссии решено, что базовая ставка налога увеличиваться не будет. Но это решение очевидно лукаво.
Как известно, транспортный налог целиком поступает в региональные бюджеты, а автомобилисты платят его по ставкам, которые устанавливают региональные законы. При этом регионам — по действующей редакции Налогового кодекса — разрешено устанавливать эти ставки в широких пределах, уменьшая или увеличивая базовую ставку (она также определяется Налоговым кодексом) не более чем в пять раз.
Сейчас базовая ставка составляет 5 рублей с одной лошадиной силы для автомобилей мощностью до 100 л. с., 7 рублей — при мощности от 101 до 150 л. с., 10 рублей — от 151 до 200 л. с., 15 рублей — от 201 до 250 л. с. и 30 рублей — свыше 250 л. с. Следовательно, региональными законами окончательную ставку налога для автомашин с двигателями до 100 л. с. (то есть наиболее распространенных и доступных) можно установить в пределах от одного рубля за «лошадь» до 25 рублей.
Что же мы видим на практике? В Петербурге в 2009 году платят налог в размере 22 руб. за лошадиную силу, в Ленинградской области — по 14 руб., в Москве — по 7 руб. Иначе говоря, в нашем городе ставка налога является практически самой высокой в России. И когда губернатор Валентина Матвиенко заявляет, что правительство города приняло «осознанное решение не повышать ставки транспортного налога в 2010 году» — она скромно умалчивает об этом факте.
Есть и еще одно небезынтересное обстоятельство. Не далее как 22 октября, когда Госдума только приступала к обсуждению изменений ставок транспортного налога, питерский губернатор просила парламент поторопиться с их увеличением и принять поправки в НК не позднее 15 ноября. Однако когда обсуждение еще шло, Матвиенко заявила, что правительство города окончательную ставку налога все-таки не поднимет. Заставляя горожан думать, что о них позаботились и защитили их от «жадного федерального центра», который хотел вынуть из их карманов лишние деньги…
В итоге базовая ставка, как уже сказано, сохранилась — но это не помешает региональным властям в случае необходимости скомпенсировать дефицит своего бюджета, поднять реальную ставку налога. Более того, если раньше регионы могли увеличить ее в пять раз по отношению к базовой, то теперь «масштаб возможного роста» поднят до десятикратного.
По сути ничего не изменилось по сравнению с первоначальным, шумно отвергнутым вариантом (и с заявлениями о том, что власть-де прислушалась к общественному мнению). Арифметика проста и доступна даже дошкольнику: увеличить базовую ставку в два раза и разрешить поднять ее в регионах еще в пять раз или сохранить базовую ставку, но разрешить поднять ее в десять раз — одно и то же. Меняется только ответственность: теперь она целиком перекладывается на регионы. Им и принимать решение — повышать налог или не повышать.
Что дальше? В Петербурге, как уже сказано, транспортный налог в 2010 году не увеличится, что, конечно, очень хорошо. А вот в 2011 году это совершенно не исключено, и решение Госдумы и Совета Федерации этому вовсе не препятствует.
Может быть, куда уместнее было бы говорить не о повышении ставки транспортного налога, а о снижении? Если не до московского, то хотя бы до областного уровня? Тем более что все доходы, которые город сейчас ежегодно получает от платежей по транспортному налогу (около 4 миллиардов рублей), вполне сравнимы с расходами, которые, например, дополнительно выделяются на Морской фасад. Или с тем, что уже передано на строительство «Охта-центра» и вернется назад в бюджет лишь в небольшой части…

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА