Городской режим контртеррористической операции
В день проведения съезда «Единой России» в Петербурге был задержан лидер профсоюза рабочих General Motors Евгений Иванов. Как полагает Иванов, его задержание стало результатом не только милицейской зачистки, проводившейся по случаю «медвежьего» мероприятия в «Ленэкспо», но и целенаправленной охоты на него как профсоюзного деятеля.
Распальцовка
В субботу утром у метро «Спортивная» собрались члены независимого профсоюза рабочих General Motors. Они намеревались отправиться на Саблинскую улицу для обсуждения своих проблем: лидер GM-цев Евгений Иванов был накануне уволен по статье.
Восемь человек стояли у ларька неподалеку от Князь-Владимирского собора и, в ожидании своих коллег, согревались кофе, когда к ним подошел неизвестный в штатском.
— Он не представился и спросил у нас документы, — рассказывает Евгений Иванов. — На что мы, вполне логично, попросили сначала его предъявить свои документы. Однако этот гражданин ничего предъявлять не стал, а обратился к стоявшему неподалеку милицейскому начальнику. Нас тут же окружили омоновцы, сообщили о нашем задержании, после чего всех — правда, без какого-либо физического насилия — препроводили в автозак.
В отделении задержанных, по словам Евгения Иванова, продержали полтора часа. При этом заставили сдать шнурки, ремни и мобильные телефоны и заперли в камеру.
— Первоначально нам сказали, что задерживают за несанкционированное проведение митинга. Однако потом оказалось, что «для выяснения личности».
У шести из восьми задержанных были при себе паспорта — однако этого для определения их личности на месте сотрудникам милиции показалось мало, пришлось вести в отделение и составлять протокол. Более того, прибывшие вскоре сотрудники Центра «Э»… сняли у всех профсоюзников отпечатки пальцев.
— Задержание и доставление в милицию возможно только в исключительных обстоятельствах — например, если есть подозрение в совершении лицом правонарушения или постановление о возбуждении уголовного дела, — комментирует Виктор Андреев, юрист РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга». — Причем такие подозрения должны быть документально подтверждены и отражены в протоколе. Доставление в милицию для установления личности при наличии паспорта недопустимо.
Что касается отпечатков пальцев, то ст. 9 Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» гласит, что ей могут быть подвергнуты только лица, «не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно». Кроме того «подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, либо осужденные за совершение преступления», а также «подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно». Это не считая депортируемых незаконных мигрантов, сотрудников органов, спасателей, военнослужащих и т. п. Ни под одну из этих категорий профсоюзный лидер и его товарищи не подпадают.
Так из-за чего же их задержали и дактилоскопировали?
Больше трех не собираться
Евгений Иванов не исключает, что особые милицейские меры связаны с его профсоюзной деятельностью:
— Слишком много совпадений в последние дни: увольнение, задержание. Заказ это или не заказ — трудно сказать. Но по одной случайно брошенной человеком в штатском фразе можно было понять, что они нас ждали. Испугались, что мы устроим какой-то митинг или шествие в день съезда «Единой России»?
Итак, в субботу Питер в очередной раз стал свидетелем правила «больше трех не собираться» в действии. Быть может, съезд «Единой России» позволяет принимать превентивные меры против лиц, заподозренных в возможности проведения несанкционированного митинга?
— По закону столь существенное нарушение прав граждан возможно, только если установлен режим контртеррористической операции, — поясняет Виктор Андреев. — Если его нет — на граждан и сотрудников милиции распространяются те же права и обязанности, что всегда.
Или единороссов у нас уже приравняли к террористам?
— Мы первый раз вот так попали в милицию, — комментирует Евгений Иванов. — Поэтому не знали, что снимать у нас отпечатки пальцев незаконно. Мы еще не решили, что будем предпринимать в связи с этим задержанием, но в любом случае так этого не оставим.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Прямая речь
Евгений Иванов, сварщик, лидер независимого профсоюза General Motors:
— На прошлой неделе мы объявили на заводе итальянскую забастовку: это значит работать жестко по правилам, установленным самой же GM. Из-за этого процесс замедлился: вместо 90 машин в день собираем 64. При этом профсоюзом были выдвинуты три требования:
1. отказ от премий в пользу гарантированных зарплат и повышение зарплаты каждый год — в соответствии с инфляцией и стажем работы на заводе;
2. регламентирование отпуска — для отдыха предусмотрено 28 дней в году, и хотим распоряжаться ими так, как выгодно нам, а не руководству;
3. отказ от суммирования годового учета рабочего времени: в этом году нам сначала ввели сокращенную рабочую неделю, и теперь мы вынуждены работать по девять часов в сутки вместо восьми в счет пропущенного времени, не получая оплаты за сверхурочные.
20 ноября меня уволили, официальная причина — отсутствие на рабочем месте более 4 часов 21 октября. При этом меня все видели в этот день на рабочем месте. Я буду обжаловать свое увольнение по суду, и если меня восстановят — продолжу работать на заводе GM и отстаивать свои права и права рабочих.