Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пражская осень

3 декабря 2009 10:00

«Пражская осень — звучит как-то зловеще», — признался один из участников чешских юбилейных мероприятий, известный российский правозащитник Александр Подрабинек. Действительно, Пражская весна — фонетически гораздо слаще, но именно осени принадлежат плоды победы. Итоги ноября 1989 года подводили недавно в Праге.

Чехия отметила годовщину своей бархатной революции утверждением, что демократия пуста



Вацлав Гавел
Вацлав Гавел



Вацлав Клаус
Вацлав Клаус


Хоть похоже на Россию…
Когда шеренга чешских полицейских начала теснить толпу на набережной Влтавы, я сказал своей спутнице: «Почти как в России». «Сравнение меня не радует», — холодно ответила спутница и, похоже, даже обиделась.
Ноябрь (по местному календарю — листопад) в Праге такой же памятный революционный месяц, как в Питере, и здесь от очередного невыгодного сравнения опять никуда не деться. 17 ноября 1989 года в Чехии произошла бархатная студенческая революция, свергнувшая коммунистов и приведшая к власти Вацлава Гавела. От этой даты и ведется отсчет молодой чешской демократии. Соответственно, 20-летие этой демократии я недавно наблюдал, будучи приглашен в Прагу в качестве журналиста. Причем судить о современном политическом строе Чехии я мог сразу с трех точек зрения. С философской — поскольку праздничные мероприятия начались с конференции «Свобода и ее противники» в Карловом университете. С политической — поскольку мероприятия продолжались в Сенате Чешской Республики. И с обывательской, сидя за столиком в кафе «Славия», которое имеет в Праге репутацию интеллектуального — с тех самых еще советских пор, когда его облюбовали чешские поэты и диссиденты.
Из окна кафе демократия воспринималась даже нагляднее, чем из университетской аудитории или сенаторского зала заседаний. Она имела четкий экзистенциальный привкус — улицы, дождя, толпы и даже крепкого чая, который мы пили с девушкой, бывшей моим гидом по Праге. Впрочем, если бы я в тот момент вздумал попробовать знаменитого чешского пива, вкусовые качества местной демократии от этого бы, надо полагать, только улучшились. А так — маленький уличный бенефис свободы не ударял в голову, а чинно тянулся от обеда до первых вечерних сумерек. Но, прежде чем они наступили, на пражские улицы вышли нацисты.
В Чехии вообще-то фашистов не много, и обыкновенно они выступают под знаменами местной «Трудовой партии». Не исключено, что большинство из них уместилось в тот день на узком тротуаре — прямо под окнами «Славии». Выкрикивая шаблонные лозунги — одинаковые, наверное, во всех фашистских субкультурах, вроде «Чехия для чехов», — они производили монотонный шум, схожий с мокрым щелканьем дождя по оконному стеклу. Кафе тотчас же оцепила полиция, внешне неотличимая от российских омоновцев: те же космические каски со стеклянным забралом, черные мундиры, наручники и дубинки на поясе. Кафешантанные интеллектуалы прильнули к окнам, защелкали фотоаппаратами. Многие заказали еще по пиву. Следом за пивом последовало и зрелище: черные фигурки полицейских двинулись против серых нацистов, но те лишь усилили скандирование и размахивание руками. «Космонавты», вместо того чтобы наброситься и растоптать, вдруг тоже повели себя неадекватно: они вступили с наци в переговоры. Со стороны это было похоже на общение глухонемых: в то время как черные делали приглашающие жесты (не изволите ли пройти в автозак?), серые чертили в воздухе жесты отрицательные и почти неприличные. Обмен любезностями длился около получаса. Наконец черным это наскучило, и они принялись бережно, но настойчиво увлекать серых к полицейским автомобилям. Это было даже не задержание — это была госпитализация. Никаких честь имею под дых или добро пожаловать волоком по асфальту. На то, чтобы усадить господ зачинщиков в автозак и рассеять остальных, ушло еще полчаса.
— Да, на Россию это совсем не похоже, — сознался я.
Моя спутница с достоинством поболтала ложечкой в чае.

Ноябрь в календаре Чехии недаром называется листопадом
Ноябрь в календаре Чехии недаром называется листопадом


От Вацлава до Вацлава
Вацлав Гавел, первый демократический лидер Чехии, любит вспоминать о том, что президентом его выбрали в тюрьме. Как-то он в шутку разговорился со своими друзьями-сокамерниками, кто кем будет после победы над коммунистами. «Ну, ты станешь президентом», — сказал один из политзэков и ткнул пальцем в Гавела. Так и вышло.
На конференции «Свобода и ее противники» Вацлав Гавел тоже рассказывал о своем тюремном опыте. Рассказывал легко и с юмором, но получалось грустно:
— Я пережил несколько освобождений из тюрьмы, и на себе исследовал состояние психоза, которое испытывает человек, выходя на волю. В тюрьме ты не принимаешь никаких решений, живешь по графику и никогда не бываешь в одиночестве. Но, уходя домой, тебе постоянно приходится принимать какие-то решения. Встать по звонку будильника или еще поспать, поехать на работу на метро, в автобусе или пойти пешком. И так далее: 16–18 часов в день человек постоянно принимает решения. У возникающего при этом психоза есть четкий признак — жуткое желание вернуться в тюрьму, чтобы было как раньше. Хочется спокойствия, хочется жить в коллективе и не брать на себя никакой ответственности. Я сам не переносил одиночества, дома я всегда звонил другу, чтобы тот пришел в гости. Одиночество начинает пугать, кажется иррациональным. Это и есть состояние нашего современного общества. Это объясняет, почему коммунисты сейчас пользуются такой поддержкой. Потому что свобода — это трудно. В каждом человеке в большей или меньшей степени живет желание вернуться в тюрьму.
Удивительно, но сегодняшняя Чехия, чьи города вымощены «священными камнями Европы», тоже испытывает свой кризис либерализма. В политической жизни, как говорят сами чехи, преобладают разочарование и равнодушие. Люди, совершившие бархатную революцию 1989 года, постепенно ушли с государственных постов и оправдывают это цитатой из Франца Кафки: «Когда я у власти, я сам себе кажусь подозрительным». Зато теперь штурвал чешской государственности держат политики, производящие скучное впечатление аппаратчиков и прагматиков. Они не очень любят Европейский Союз, не спешат отказываться от национальной валюты ради многоцветной палитры евро и часто твердят о суверенности. Одна из самых значительных фракций в чешском парламенте — коммунистическая. При этом по всем признакам в Чехии демократия, и даже имя президента то же, что и двадцать лет назад, — Вацлав. Только Клаус.
— У нас вакуум — пустое государство, — заявил на уже упомянутой конференции Адам Михник, главный редактор «Газеты Выборчи» из Варшавы. — Оно пустое, но когда я смотрю на Кубу, Иран или Россию, мне кажется, что наше государство имеет какое-то содержание.
Михнику вторит знаменитый английский драматург и правозащитник Том Стоппард:
— Сейчас свободу теряют тихонечко, по грамму. Это может вылиться в серьезный кризис. В европейских газетах больше пишут о том, как правильно управлять велосипедом или как кормить уток в парке. Это медленный эффект болота. Для людей очень важно чувство защищенности и совсем не важно чувство ответственности. Они боятся этого чувства. Очень опасно, когда возникает общество, невосприимчивое к своим гражданским обязанностям.
Вацлав Гавел, конечно, согласен со своими коллегами. Он усмехается в свои швейковские усы и говорит:
— Да, чешская демократия пуста. Но не пуста ли любая демократия?

Чешские «омоновцы»
Чешские «омоновцы»


Демократия и пустота
И в самом деле — не пуста ли любая демократия?
Есть такая старинная притча, сравнивающая общество с глиняным сосудом. Если сосуд испачкан грязью, расколот или перевернут, в него не нальешь свежего вина истины. И только идеально пустой кувшин пригоден для того, чтобы вместить идеальное содержание.
Демократия — это пустой сосуд. Каждый народ наполняет его своим содержанием. Многие атрибуты демократии есть даже в таких странах, как Северная Корея. Они были и в Советском Союзе: Конституция, выборы и пр. Но это означает только одно: в демократическую форму с легкостью может переодеваться тоталитарное содержание. Более того, на донышке каждой демократии почти всегда присутствует красно-коричневый осадок, и единственное, что удерживает его от тотального распространения, — это равновесие сосуда. Следовательно, демократия — это равновесие крайностей, тончайшее лезвие бритвы, как сказал бы российский писатель-философ Иван Ефремов.
Демократия как оболочка имеет лишь относительную ценность. Свойствами абсолютной ценности должно обладать содержание. По мнению участников конференции, уравновесить зыбкость демократии и наполнить ее можно лишь Правдой. Об этом, в частности, говорил французский философ и правозащитник Андре Глюксман:
— Революции восьмидесятых годов прошлого столетия были прекрасны тем, что совершились без оружия, без политического и религиозного фанатизма. Каким-то чудом половина Европы стала свободной. Это были революции не только во имя свободы, но и во имя правды. Против самой колоссальной лжи ХХ века, которая говорила о мире и разжигала войну, говорила о братстве и сеяла рознь. Правда стала духовным стержнем революций. Потому что свобода без правды — это анархия, в которой нет никаких ограничений.
Самая большая заслуга движения диссидентов — они объединили свободу и правду. Свобода и правда — это наша надежда. Это то, что русские называют истиной — то есть настоящая правда.

Валерий БЕРЕСНЕВ
Фото Алексея ДАЕНА и автора