Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Призыв больше, чем жизнь

24 декабря 2009 10:00

ЛенВО выполнит план по призыву любой ценой: ценой жизни и смерти призывников, ценой многочисленных судебных исков, в том числе — в Европейский суд по правам человека. Так считают правозащитники.

«Вдруг ты сын бен Ладена?» — спрашивают у призывников задерживающие их милиционеры





— Я призываю всех журналистов развернуть обширную пропаганду в защиту прав человека, особенно в защиту прав призывников, — этими словами Элла Полякова, председатель общественной организации «Солдатские матери», начала встречу с журналистами в Институте региональной прессы. — Сейчас ситуация с призывом очень плохая, военная реформа буквально летит под откос. Это всеобщий позор, не реформа армии, а профанация, и никому это не нужно — ни обществу, ни вооруженным силам. Осенний призыв заканчивается 31 декабря, и питерские военные пытаются любой ценой выполнить план по призыву. Только за последний месяц на горячую линию, которую организовали «Солдатские матери», поступили более полусотни звонков от молодых людей, их родственников и знакомых — парней призывного возраста забирают из магазинов, со станций метро, милиционеры в сопровождении сотрудников военкоматов врываются в квартиры.
По словам Поляковой, недавно на международную конференцию, которую проводили «Солдатские матери», пришли два солдата в форме — мальчишек из-под Череповца привезли служить в Петербург, направили в воинскую часть в Царском Селе. Прослужили они два дня и сбежали: доверчивым провинциальным парням за одну ночь объяснили, куда и зачем они приехали, за одну ночь они перенесли побои, вымогательства, насилие. Сейчас они находятся в госпитале, им придется долго лечиться.
Буквально во время встречи с журналистами Оксана Касьянчик, координатор по работе с призывниками, приняла звонок из офиса «Солдатских матерей».
— Только что позвонила мать студента Ильи Добрецова, — рассказала Оксана. — Она сообщила, что вместе с сыном пошла на призывной пункт оформлять отсрочку от призыва (Илья студент дневного отделения). Маме не разрешили пройти в помещение, а Илье быстро оформили медицинское освидетельствование и тотчас же отвезли на сборный пункт на Загородный проспект. Мама позвонила в милицию, но мы уверены, что милиция не будет спасать ее сына.
Другой пример: Иван Калинин был задержан у станции метро, когда ехал на работу. Через три дня он уже находился в поселке Мирный Архангельской области, и недавно принял присягу. Дома у Ивана остался одинокий отец-инвалид, который фактически не может выходить из дома. Друзья молодого человека направили письма на имя руководителей ЛенВО, но никакого ответа оттуда пока не получили. «Я боюсь представить, как поведет себя Иван, если с отцом что-то случится в его отсутствие», — сказала по телефону Антонина, знакомая военнослужащего.
Василий Тимофеев и Кирилл Бодров, студенты дневных отделений петербургских вузов, тоже пришли в военкомат оформлять отсрочку — обоих парней силой затолкали в машину и повезли на сборный пункт. И только слаженные действия родителей и «Солдатских матерей» спасли их от незаконного призыва — машину удалось развернуть с середины дороги. Сейчас Кирилл Бодров уже выиграл судебный иск к военкомату Петродворцового района, судебное заседание по иску Василия Тимофеева состоится на днях.
О судьбе задержанного вечером на улице Евгения Румянцева пока мало что известно: как рассказала его мама, Светлана Викторовна, сын, несмотря на проблемы со здоровьем, признан годным и отправлен служить в Гатчинский район. Когда мать в минувшие выходные приехала проведать Евгения, ее не пустили к нему. «Военные сказали, что там карантин, — рассказывает Светлана Викторовна. — Они не скрывают, что у них больше 30 человек лежат в лазарете с высокой температурой, но что с ними — не говорят». А по сведениям Эллы Поляковой, только по официальным данным ЛенВО, с начала осеннего призыва трое призывников умерли от гриппа.
— Медицинский осмотр на сборном пункте проводится с нарушением всех норм и законов, — считает Элла Полякова. — Днем и ночью его проводят студенты-экстерны из медицинских вузов, то есть не профессиональные врачи. Это можно назвать фактической фальсификацией диагнозов.
Но никакие диагнозы вообще не смущают военных, стремящихся выполнить план: в начале декабря в Калининском районе произошел вопиющий случай, когда на сборный пункт привезли инвалида — парень лежал дома в ожидании операции по пересадке костного мозга. К счастью, среди медиков нашлись здравомыслящие люди, и молодому человеку сейчас оформляют военный билет.
Магазины вообще стали излюбленным местом сбора призывного урожая. Вячеслава Сысоева задержали в магазине «Карусель» 17 декабря и насильно удерживали несколько дней в Калининском районном военкомате (об этом «Новая» сообщала в предыдущем номере). Сейчас он отпущен. А вот Эдуард Ибрагимов, задержанный в магазине «Находка» 14 декабря, сам сбежал со сборного пункта — правда, в результате побега он получил травму. И на встречу с журналистами пришел с загипсованной рукой.
— Ко мне в магазине подошел милиционер, он мял в руках какие-то списки, — рассказывает Эдуард. — Попросил показать паспорт, пытался его вырвать, но я не позволил. Идти с ним в отделение милиции я отказался, и когда он отправился за подкреплением, я попытался выйти через черный ход. Дверь оказалась закрыта, прапорщик вернулся с капитаном и сержантом. Милиционеры заявили мне: вдруг ты сын Усамы бен Ладена? Я сказал, что это не является основанием для проверки документов или задержания. После этого у них, видимо, кончились аргументы, и они потащили меня силой, угрожая, что будут стрелять, если я вырвусь. Привезли в 40-е отделение милиции, никаких протоколов не составили. Примерно в половине второго ночи туда приехал сотрудник военкомата, который сначала потребовал, чтобы я следовал за ним, а когда я отказался, меня снова силой потащили в машину.
По словам Виктора Андреева, юриста «Солдатских матерей», подобные действия сотрудников милиции и военного комиссариата однозначно являются нарушениями статьи 286 УК РФ. Но, к сожалению, эти действия совершаются при молчаливом согласии органов следствия и прокуратуры, которые отказываются расследовать незаконные действия силовиков.
— С точки зрения практики Европейского суда по правам человека эти действия являются нарушением статьи 5 Конвенции о защите прав и свобод уже только по тому основанию, что факт доставления на призывные пункты призывника нигде не фиксируется, не составляется протокол, — сказал Виктор Андреев. — Европейский суд не раз отмечал, что подобные действия российских силовых структур сами по себе являются грубым нарушением основ Европейской конвенции, так как позволяют должностным лицам избежать ответственности за судьбы задержанных людей.
Кстати, самый пик облав этого призыва пришелся на 10 декабря — этот день во всем мире отмечается как день принятия Конвенции по правам человека. Только 10 декабря правозащитники зафиксировали более десятка случаев обращений по поводу облав: военные активизировались после проходившего накануне в Смольном закрытого совещания по проблемам призыва. А проблем у военных хватает: по данным на 17 декабря план не удавалось выполнить почти на 10 процентов. Поэтому за последние дни военные, вероятно, будут прибегать к любым способам, чтобы отрапортовать о его выполнении.
— У нас есть правозащитная рассылка, мы обмениваемся информацией со всей страной, — говорит Элла Полякова. — Сейчас, по нашим данным, сложилась совершенно недопустимая ситуация в Москве, Московской области, в Петербурге и Ленинградской области — везде идут сплошные облавы. Военкоматы в последние дни пытаются любыми способами выполнить план, поэтому сейчас резко увеличен план призыва по Северокавказскому военному округу, где не слишком много граждан, которые знают свои права, и велика безработица среди молодежи. За счет этого план будет выполнен, но это станет еще одним серьезным ударом по вооруженным силам — мы и сейчас получаем немало сигналов о ксенофобских настроениях в армии. Значит, нас могут ждать массовые конфликты в армии на этнической почве.

Наталья ШКУРЕНОК
Фото Александра КУЛЕБЯКИНА


Круглосуточный телефон горячей линии организации «Солдатские матери» — 8-911-772-34-40.