Запирайте этажи, нынче будут платежи!
Начало 2010 года (как, впрочем, и конец года предыдущего) в северной столице запомнят надолго: снежный паралич такого масштаба не могут припомнить даже горожане достаточно почтенного возраста.
«Я хорошо помню блокаду, — говорит адвокат Юрий Шмидт. — Тогда все было примерно так же, но сейчас город не во вражеской осаде и нет войны, артобстрелов и бомбежек». Действительно, стоит свернуть с расчищенного Невского проспекта на набережную Мойки, где живет Шмидт, и пройти буквально метр-другой — как оказываешься совершенно в другом мире, напоминающем фильмы о блокаде. И на фоне полной и очевидной неспособности питерской администрации справиться с последствиями снегопада почти незаметным прошло традиционное повышение тарифов. Между тем само повышение незаметным не назовешь.
В дороге и дома
Подорожал проезд в общественном транспорте: на рубль (с 18 до 19 рублей) — в автобусе, трамвае и троллейбусе, на два рубля (с 20 до 22 рублей) — в метро. Следовательно, подорожают проездные карточки и плата за проезд в маршрутках (некоторые из них уже успели поднять цены).
Повысится и плата за проезд в электричках — при этом железная дорога меняет схему оплаты проезда, переходя от зонной системы, когда плата взимается по числу зон, к километровой.
Сейчас за проезд надо платить по 14 рублей за каждую зону, которая примерно равна 10 км (поездка, совершаемая только в пределах первой и второй зоны, обходится в 20 рублей). С нового года вводится посадочный тариф: 30 рублей, которые берутся за первые 20 км, независимо от дальности поездки (даже если пассажир едет только одну остановку). А за каждый следующий километр после 20-го надо будет платить по 1,5 рубля. На каких-то маршрутах путешествовать по новой системе окажется даже дешевле, но при поездках на небольшие расстояния (в том числе внутри города) — дороже.
Далее, на 16% дорожают коммунальные услуги. В том числе: на 10% дорожает электроэнергия для населения — что, впрочем, меньше, чем было в 2009 году, когда рост составил 25%. На 17% подорожает отопление и горячая вода, на 16,2% — холодная вода (в прошлом году рост также был на уровне 25%). Расценки на газ увеличатся в течение года на 27,4% (на 10,4% — с 1 января, еще на 10,7% — с 1 апреля). Наконец, на 12% подорожает утилизация твердых бытовых отходов. Плата за жилищные услуги пока не меняется. В итоге, по расчетам Комитета по тарифам, «для гражданина, проживающего в квартире с наиболее характерной степенью благоустройства», прирост оплаты коммунальных услуг в расчете на одного человека, проживающего в семье из трех человек в отдельной квартире, составит округленно 140 рублей, а величина платежа в расчете на одного человека — 1007 рублей…
Дело техники
Теперь о борьбе с последствиями зимы. Поверим синоптикам, уверяющим, что такого снегопада не было с 1881 года, но это никак не объясняет главного: паралича коммунальных служб.
«Кто видел хоть одну снегоуборочную машину? Куда провалились дворники? О чем, черт побери, думают в Смольном?» — вот краткое изложение подавляющего большинства комментариев в блогах и разговоров на улицах. И прежде случались зимы, да и снег, бывало, в городе выпадал — как при советской власти, так и после нее, — но такого, как сейчас, не припомнить.
Не знаю, как в других местах, а в нашем дворе первый дворник был замечен лишь на пятый день после начала предновогодних снегопадов. Говорят, что кто-то из соседей якобы видел уборочную машину, но никто не знает имени этого счастливца. «Когда шел в школу — чувствовал себя Робертом Пири», — гордо заявил сын, сумевший пробиться к остановке автобуса через метровые сугробы. Вместо этого 31 декабря на парадных развесили объявление, призывавшее 2 января на субботник в связи с «чрезвычайным положением», а вице-губернатор по ЖКХ Алексей Сергеев заявил, что гражданам «необходимо отходить от иждивенческих настроений»…
При нормальном устройстве власти (и ее хотя бы минимальной зависимости от граждан) одного этого заявления было бы вполне достаточно, чтобы бывший зам. зав. отделом обкома КПСС, а затем глава Калининской районной администрации Сергеев уже на следующий день мог бы начать писать воспоминания «Как я был вице-губернатором». А при том ее устройстве, которое наблюдается в Петербурге (и не только в нем), чиновник благополучно остается на месте. И может и дальше проводить совещания по очистке города от снега, призывать горожан выполнять работу коммунальных служб, за которую они платят деньги. Но почему убирать не начали сразу же, как начались снегопады? Не вешали ли нам на уши лапшу, рассказывая, что повышение жилищно-коммунальных тарифов приведет к улучшению качества услуг? И куда подевалась закупленная за немалые деньги уборочная техника?
По информации Смольного, сегодня на уборке работает около тысячи единиц этой самой техники, а всего в распоряжении КБДХ ее около 1250 единиц (для сравнения: в Москве работает около 15 тысяч единиц). При этом год назад, в октябре 2008-го, тогдашний председатель КБДХ Олег Виролайнен заявлял, что город закупил 322 единицы новой уборочной техники в дополнение к 2 тысячам имеющихся. Так почему, если тогда было 2322 единицы, сегодня осталось 1250? Где остальные? Правда ли, что часть малой снегоуборочной техники, которой так не хватает во дворах (где не может развернуться большая), в эти дни была замечена в пригородных коттеджных поселках — местах проживания питерской административной и финансовой элиты?
Получить ответы на эти вопросы очень бы хотелось — но вряд ли они последуют. Судя по всему, на пути проезда (а также в местах проживания) тех, кто отвечает за решение городских проблем, в том числе в этой сфере, снег убирают. А что подумает население, клянущее сегодня власть, что называется, в хвост и в гриву — не так важно: у губернатора (как и всюду в России) есть только один-единственный избиратель. И можно не сомневаться: у него во дворе убрано со всем возможным усердием.
Борис ВИШНЕВСКИЙ