Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Курортный роман с разлукой

18 января 2010 10:00

Подарки на Новый год, цветы к 8 Марта, коллективный поход в ресторан — с такими простыми вещами сегодня обычно ассоциируются профсоюзы. В крайних случаях — с митингами и акциями протеста, если речь идет о профсоюзе автомобильного завода. Между тем многие российские профсоюзные объединения управляют значительным имуществом, которому могут позавидовать иные крупные коммерческие предприятия. Ленинградская федерация профсоюзов (ЛФП) не является исключением. Правда, за последние годы количество профсоюзной собственности заметно сократилось. «Новая» попыталась разобраться в том, почему некогда богатая федерация превратилась в принцессу на бобах.

Ленинградскую федерацию профсоюзов разлучают с имуществом



В эпоху передела социалистической собственности имущество Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов было поделено между новыми профсоюзными организациями. Одним из крупнейших профсоюзных активов в Петербурге является санаторий «Сестрорецкий курорт», расположенный в самом престижном пригородном районе города. Во времена царской России этот санаторий был излюбленным местом отдыха элит. В постперестроечный период его поделили между Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) и Ленинградской федерацией профсоюзов. Было создано ЗАО, основными акционерами которого стали эти объединения. ФНПР получила 50,74% акций, а ЛФП — 46,75%. Незначительный остаток акций оказался в руках физических лиц.
В 2003 году на президиуме ЛФП был поднят вопрос о выкупе пакета, принадлежащего ФНПР, в результате чего санаторий полностью перешел бы под контроль Ленинградской федерации. На это даже были выделены деньги, однако по неясным причинам решение президиума так и не выполнили. В 2005 году ЛФП возглавил бывший глава Комитета по труду Владимир Дербин. Предполагалось, что он остановит наметившийся процесс оттока профсоюзного имущества и грамотно распорядится оставшимся хозяйством. Но все вышло с точностью до наоборот.
Вскоре после назначения Владимира Дербина ЗАО «Сестрорецкий курорт» провело эмиссию акций. Соответствующее решение было принято на совете директоров компании. Владимир Дербин почему-то не счел необходимым проинформировать президиум ЛФП о предстоящей эмиссии, в результате чего доля федерации в ЗАО резко уменьшилась. Не имея необходимой информации, ЛФП не смогла принять участие в эмиссии, став после этого фактически миноритарным акционером, не имеющим даже блокирующего пакета.
Практически одновременно с эмиссией производится отчуждение земельных участков, принадлежавших ЗАО. Собственниками почти 33 га территорий санатория стали коммерческие структуры. И вновь Владимир Дербин не известил об этой операции профсоюзную общественность.
В конце 2006 года конфликт в руководстве Сестрорецкого курорта привел к увольнению генерального директора общества Людмилы Казаковой. И уже в начале 2007-го ЗАО «Сестрорецкий курорт» преобразуется в ОАО. Председателем совета директоров вновь образованного общества становится Владимир Дербин. Внятных объяснений того, зачем было преобразовывать форму собственности, профсоюзы не получили. Зато в уставе нового ОАО появился примечательный пункт, согласно которому акционеры могут продавать или уступать свои доли третьим лицам без согласия других участников. Это небольшое положение дало возможность без каких-либо препятствий распылять имущество. Стоит ли упоминать о том, что об увольнении директора и смене формы собственности Владимир Дербин перед ЛФП не отчитывался?
Своеобразное обращение с профсоюзной собственностью вызвало недовольство ряда миноритарных акционеров Сестрорецкого курорта и уволенной Людмилы Казаковой, которая также являлась держателем небольшого пакета акций. Группа собственников обратилась в правоохранительные органы с требованием разобраться в обстоятельствах преобразования общества и увольнения директора. ОБЭП Курортного района по признакам мошенничества возбудил уголовное дело № 509584, также были инициированы дела в гражданском производстве. Впрочем, без особого результата. Уголовное дело хоть и не закрыто, но приостановлено. И когда борцы с экономическими преступлениями вернутся к его рассмотрению — неизвестно.
Сам Владимир Дербин в этой ситуации занял довольно интересную позицию. Несмотря на то что как руководитель ЛФП и как представитель федерации в Сестрорецком курорте он лично участвовал во всех описанных процессах, он заявляет, что во всем виноваты некие третьи силы — могущественные рейдеры, которые обманным путем завладели собственностью профсоюзов. Например, в расхитители социалистического имущества Владимир Дербин записал структуры АФК «Система».
Так или иначе, причастность Системы к махинациям с Сестрорецким курортом ничем не подтверждается. Среди частных структур, владеющих теперь акциями санатория, ни самой компании, ни связанных с ней организаций нет. Налицо другой факт — за несколько лет ЛФП лишилась одного из своих крупнейших активов. Причем на счетах федерации это никоим образом не отразилось. Так как речь идет о многомиллионном имуществе, понятно, что раз денег нет на счетах ЛФК, они должны быть где-то в другом месте. Возможно, их следует искать на офшорных счетах самого Владимира Дербина. Но пока он руководит федерацией, никто таких попыток не предпринимает. Судя по всему, именно поэтому Владимир Дербин ведет бескомпромиссную борьбу на профсоюзных выборах, стремясь стать безальтернативным кандидатом.
Примечательно, что, несмотря на заявления Владимира Дербина о рейдерских атаках, с новыми собственниками многих профсоюзных активов он поддерживает вполне дружеские отношения. Например, с ЗАО «Трест «Севзапкурортстрой». Эта организация совместно с ЛФП владеет значительными долями во многих объектах, которые раньше числились исключительно за профсоюзами. Это и ДК Кирова, и яхт-клуб на Петровской косе, и пансионаты «Восток-6» и «Взморье». Более того, руководство организации считает, что именно «Трест» является прямым наследником имущества советских профсоюзов на территории Петербурга и области. Владимир Дербин вроде бы и не против — по крайней мере, не препятствует выводу профсоюзного имущества. А его отношения с организацией, на баланс которой переводится собственность, вполне себе позитивные. По крайней мере, в прошлом году профсоюзы перечислили ЗАО «Трест «Севзапкурортстрой» 24 млн рублей за некие юридические услуги.
Не исключено, что «Трест» участвует в операциях с имуществом профсоюзов просто для прикрытия. Ведь Сестрорецкий курорт — далеко не единственный объект, выведенный при участии Дербина за баланс ЛФП. За последнее время было продано имущество пансионата «Дюны», ДК Ленсовета, пансионата «Черная речка» и многих других учреждений. Вырученные деньги должны быть как-то легализованы. Проще всего это сделать через «Севзапкурортстрой» посредством инвестиций в объекты, находящиеся в общей собственности. И тогда получится, что, хотя большая часть имущества федерации «раздербанена», а на счетах ЛФП от этого ничего не прибавилось, участники процесса довольны. Кроме разве что всех членов профсоюзов. А это мало кого волнует.

Константин НИКОЛАЕВ


P.S. Редакция «Новой» готова предоставить главе Ленинградской федерации профсоюзов Владимиру Дербину возможность высказать свою точку зрения на то, почему Сестрорецкий курорт оказался в руках частных лиц.