Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смольный вышел на панель

18 января 2010 10:00

Безопасность в Петербурге нарушена. Причина — сильные снегопады, сражаться с которыми город начал с большим опозданием. Примечательно, что знаток петербургской старины Михаил Пыляев, автор книги «Старый Петербург» (время первого издания — 1889 год), еще сто двадцать лет назад предупреждал: «Погоды петербургские беспечности не терпят». Именно этого не учли современные петербургские власти и службы, ответственные за состояние городских улиц.

Чиновники решили собственноручно включиться в борьбу со стихией





Наказание — не кнутом, а вязанием
Закрытым заседанием оперативного штаба по обеспечению безопасности в городе завершился в Смольном вечер минувшей пятницы (15 января): члены правительства и главы силовых ведомств обсуждали подробности петербургской снежно-ледовой обстановки. Как стало известно «Новой», не только причастным к состоянию улиц службам, но и чиновникам был дан наказ в субботу, 16-го числа, не пренебрегать ручным трудом, брать в руки лопаты. А тем, что повыше — вице-губернаторам и председателям комитетов правительства, — в качестве городовых инспектировать город, разделенный на зоны расчистки снежных завалов.
По специальному распоряжению «на панель» действительно вышли как сотрудники коммунальных служб, так и кабинетные люди. К уборке были привлечены и солдаты: к местам, где предстояло разгребать снег, они шагали строем, вместо оружия — с лопатами наперевес.
К слову, Пыляев в своей книге «Старый Петербурге», среди прочего уделивший внимание крайне актуальной для современного Петербурга теме — чистоте петербургских улиц, особенно во время больших дождей и снегопадов, которыми из-за гнилого климата богата северная столица, упомянул о наказаниях, причитавшихся виновникам «недогляда». «Иных ссылали на вечную каторгу» — так он писал.
Нынче расплата не столь сурова. Инспектируя дворики между Владимирским проспектом и улицей Рубинштейна 14-го числа, градоначальница пригрозила обречь на «страшную» участь подчиненных, отвечающих за коммунальное благополучие города: «Если к первому февраля не уберут улицы — пойдут вязать носки».

Дефицит расчищенных площадок в Питере приводит к появлению таких вот объявлений
Дефицит расчищенных площадок в Питере приводит к появлению таких вот объявлений


Ужас грядущего таянья
Но уборка уборкой — проблема в том, куда этот снег отправляют. Уже успели сбросить на лед рек и каналов, поэтому мартышкиным трудом может обернуться и прошлогодняя работа по их очистке, свалить грязными сугробами на стройплощадках, пустырях и даже территориях промзон.
Экологи напоминают: рано или поздно снег имеет обыкновение таять (видимо, это, как всегда, станет полной неожиданностью для городской власти). Мутные потоки талой воды хлынут в ливневую канализацию, оттуда — в речную сеть. Причем далеко не все ливневые стоки попадут на очистные сооружения. Между тем снег адсорбирует практически всю таблицу Менделеева из воздушной среды города, крайне опасно для всего живого наличие в снежном покрове дорог огромного количества органических и неорганических химических соединений.
Всем этим бедам способствует основная сегодняшняя беда: в городе отсутствует единая система организации работы, контроля и оперативного взаимодействия служб. И хуже всего то, что службы эти недееспособны, людей не хватает (с начала января в городе было вдвое сокращено число так называемых специалистов ручного труда), недостаточно техники. Использование снегоплавильных чиновники считают слишком дорогим удовольствием (спрашивается, зачем закупали?), основным орудием производства по-прежнему остаются лопаты.
Как тут опять же не вспомнить мудрости «Старого Петербурга»: «В те времена строго наказывались вывозившие грязь на Неву, Мойку или Фонтанку». Следили также, «чтоб никто никакого чину по малой речке Мье (Мойке) и по другим малым речкам и по каналам днем и ночью, на лошадях, в санях и верхом… отнюдь не ездил, того ради, что от коневого помета засариваются оные речки и каналы». А в целом «царские указы предписывали содержать в величайшей чистоте не только Невский, но и прочие городские улицы…»

Евгения ДЫЛЕВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА и Александра КУЛЕБЯКИНА