Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Евгений киселев: «украина откололась от россии, как одна льдина от другой. припаять ее обратно невозможно»

28 января 2010 10:00

Во второй тур президентских выборов на Украине, который назначен на 7 февраля, прошли два кандидата: Виктор Янукович, набравший 35,32% голосов, и Юлия Тимошенко (25,05% голосов). О политической ситуации в этой стране в интервью «Новой» поведал Евгений Киселев, известный российский тележурналист — ныне киевский политический обозреватель, ведущий программы «Большая политика» на украинском телеканале «Интер».





— Кто, по-вашему, станет президентом Украины?
— Виктор Янукович — главный неудачник прошлых выборов — является явным фаворитом. Хотя у Тимошенко есть шанс сократить разрыв. Это крайне сложная задача, потому что она является премьер-министром страны, находящейся в глубоком кризисе. В такой ситуации всегда больше возможностей у оппозиции, а не у представителя власти. Так что, если не случится чего-то сверхъестественного, победит Янукович. Но, прошу заметить, это другой Янукович и это другая Тимошенко.
— К каким изменениям приведет победа Януковича? Ведь на прошлых выборах он воспринимался как прямой ставленник Кремля…
— Никаких фундаментальных изменений ни курса внешней политики, ни внутренней ситуации на Украине не произойдет. Слухи о пророссийской ориентации Януковича сильно преувеличены. Вряд ли он собирается закручивать гайки и сворачивать демократические процедуры по российскому сценарию, но даже, буде такое придет ему в голову, сделать это крайне сложно: Тимошенко никуда не денется, вокруг нее консолидируется сильная парламентская оппозиция. Дело в том, что Украина никогда не будет единой: она разделена на несколько регионов, различных исторически, культурологически и религиозно. Границы этих регионов совпадают с ареалами влияния политических групп, а это гарантирует сохранение плюрализма, политической конкуренции и демократического развития страны. К слову, Тимошенко мне кажется более авторитарным политиком, нежели Янукович, и как раз она несколько раз комплиментарно высказывалась о Путине и выстроенной им вертикали.
— Возможно ли возвращение Украины под российскую опеку?
— Украина уже откололась от России, как одна льдина от другой, и отплыла, припаять ее обратно невозможно. Украина медленно, но верно дрейфует в сторону Европы, и другой альтернативы у нее нет. Обжегшись на прошлых выборах, Путин с обидой сказал: «На Украине нет пророссийских политиков, все — проукраинские». Я редко бываю согласен с Владимиром Владимировичем, но тут согласен на сто процентов. Политическая игра России на Украине малореальна по объективным причинам: у нее сейчас нет в «братской республике» серьезных ресурсов. Ни организационных (нет пророссийской партии или других крупных организаций), ни информационных (самый популярный российский канал ОРТ имеет меньшую аудиторию, чем каждый из шести ведущих украинских каналов), ни финансовых (на Украине нет бизнесменов, поддерживающих Россию, а везти сюда чемоданы с черным налом слишком опасно — это сразу станет известно и будет пресечено), ни тем более административных.
— А как насчет интервенции? Сразу по окончании российско-грузинской войны ходили слухи о подготовке антирусской провокации в Крыму, после которой на полуостров должны были десантироваться российские войска, якобы чтобы «защищать граждан России, где бы они ни находились»…
— Рассматривать такой вариант, на мой взгляд, несерьезно. Это была бы слишком большая авантюра. Во-первых, Украина — это не Грузия, у нее многочисленная и не хуже российской оснащенная армия. Во-вторых, Крым не является таким острым узлом противоречий, как Южная Осетия. Здесь никогда не было противостоящих друг другу вооруженных формирований. Та же проблема крымских татар на полуострове — куда более острая, чем русских. В основном за отторжение Крыма в пользу России ратуют пожилые отставные военные моряки, живущие в Севастополе с советских времен, но они вовсе не являются значительной политической силой; даже их более молодые коллеги не разделяют этих настроений. Кроме того, так называемое притеснение русскоязычного населения на Украине — это во многом выдумка российских политтехнологов и прокремлевских журналистов. В частности, говорить о гонениях на русский язык — это просто смешно, хотя бы потому, что Киев в основном русскоязычен.

Беседовал Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА