Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дорожно-транспортное вымирание

28 января 2010 10:00

Дорожные трагедии последнего времени, происходящие в Петербурге и на подъездах к нему, доказывают: активнее, чем от прочих бед, гибнет народ в ДТП. Это доказывает скорбная январская хроника.

Ежегодно население России сокращается на 700 тысяч человек — во многом по вине ДТП





Скользкий январь
9 января при лобовом столкновении автобуса и внедорожника на федеральной трассе Москва — Петербург три человека погибли и двое пострадали. Автомобиль Mitsubishi Outlander, в котором, как выяснилось, не было положенных средств безопасности для ребенка, врезался в автобус Setra, следовавший по маршруту Элиста — Петербург. По неустановленной пока причине 29-летняя женщина, управлявшая внедорожником, выехала на встречную полосу. Два человека скончались на месте. Девятилетняя девочка спустя несколько часов умерла в больнице.
В ночь на 15 января в Красносельском районе Петербурга грузовик лоб в лоб столкнулся с легковой иномаркой.
19 января 96-я маршрутка сбила на Малой Балканской двух 12-летних школьниц.
24 января маршрутный автобус № 300, следовавший из Ломоносова в Петербург, по невыясненным пока причинам вылетел на встречную полосу и столкнулся с легковой машиной Mercedes. Это произошло на пересечении Петергофского шоссе и улицы Доблести.
26-го числа посреди бела дня, в 13.30, на Пулковском шоссе столкнулись два маршрутных автобуса. 13 человек пострадали, 9 госпитализированы.
Интересный факт: накануне последней аварии с участием маршруток в Петербурге стартовала профилактическая операция «Маршрутное такси». Дорожные стражи посчитали, что этим надо заняться, поскольку такие аварии «имеют наиболее широкий общественный резонанс». Прошлая такая ноябрьская операция, объявленная внеочередной по причине большого числа аварий, судя по всему, не слишком улучшила дорожную обстановку. Правда, в ГИБДД утверждают, что злополучные снегопады увеличили число ДТП только на территории Петербурга практически вдвое. Но, очевидно, проблема не только в погоде.
Как сообщил журналистам 26 января начальник Управления ГИБДД при ГУВД по Петербургу и Ленинградской области Сергей Бугров, в статистике нарушений не первый год лидируют столкновения транспортных средств (более 40% от всех ДТП в 2009 году). Существенно и число наездов на пешеходов (43%). В большинстве случаев основными причинами аварий остаются несоблюдение скоростного режима, очередности проезда и нарушение правил обгона.

Амнезия
Не только подробностей ДТП на Петергофском шоссе, но и самого столкновения с вылетевшей на встречку маршруткой Саша В. не помнит. От госпитализации отказался. Домой его доставил друг. Говорить не мог — пострадала челюсть. Когда немного пришел в себя, обнаружил в куртке ключи от машины Кирилла В. — Кирилл был за рулем. Кто и когда их ему передал, так и не вспомнил. Вышел в интернет, связался с друзьями. Выяснилось, что те, кому он сообщал о случившемся, домашнего телефона Саши не знают, а мобильный не отвечал. Страшно.
Позже удалось все-таки разузнать, что его друг по футбольной команде находится в реанимационном отделении больницы имени Костюшко. Оба парня спортивные, одному — двадцать один, другому — двадцать три года. И вот — трагический случай. Саше еще повезло — он находился рядом с водителем, а маршрутка налетела на автомобиль с водительской стороны.
Можно быть суперводителем, считает Кирилл, но если вот так в лоб на тебя кто-то летит, поневоле станешь фаталистом.
Между тем очевидный факт: население России ежегодно сокращается на 700 тысяч человек. В общероссийской структуре смертности все большая доля приходится на гибель людей от так называемых предотвратимых причин: ДТП, алкогольных отравлений, самоубийств и убийств, причем страдают преимущественно молодые люди.

Лоб в лоб
Почему-то все чаще речь идет о ситуациях, когда автотранспорт идет на таран, вылетая на встречную полосу — лоб в лоб. Два с половиной года назад в таком ДТП погиб 24-летний Евгений Григоровский, и с тех пор подобные аварии стали едва ли не традиционными.
Тогда на встречную полосу вылетел патрульный «форд». Дело было летом, и погода в данном случае ни при чем. Opel Calibra, за рулем которой находился Евгений, следовала по Дальневосточному проспекту, разделенному трамвайными путями, и казалось, встречных машин быть не должно. Но неожиданно идущая перед его автомобилем маршрутка резко свернула в сторону, чудом увернувшись от лобового столкновения с милицейским автомобилем. Машина Жени пересекла полосы движения, ударилась о поребрик, ее подбросило, развернуло, она врезалась в столб освещения. Шансов выжить при таком ударе (а он пришелся на водительскую дверь) не было.
Когда это произошло, милицейский автомобиль спокойно покинул место аварии.
С тех пор бабушка Жени Ида Петровна добивается правды. Внука уже не вернешь, но она считает необходимым, чтобы имена тех, кто его убил, были названы. Дело затянулось неимоверно — ведь речь идет о виновном в аварии, но особом автомобиле сопровождения.
— Внук полагал, что человек может всерьез самостоятельно влиять на все, что с ним происходит, учился экстремальному вождению, думая, что сможет найти выход из нештатной дорожной переделки. Оказалось, ошибся, — снова и снова переживает она трагические события. — Думаю, до тех пор, пока правила не для всех едины и кто-то оказывается «равнее», наши близкие будут гибнуть…
К сожалению, нам далеко до единства в соблюдении правил. Примерно так же, как до самонагревающихся дорог при помощи так называемых дорожных радиаторов, препятствующих образованию льда на особо опасных участках шоссе — недавнего изобретения исследователей Университета Хьюстона. Да и аварии, сами знаете, происходят не только зимой. Выходит, спасение погибающих — дело рук самих погибающих.

Евгения ДЫЛЕВА


Справка «Новой»
Ежегодно в ДТП на территории России погибает около 35 тысяч и получают травмы различной степени тяжести более 250 тысяч человек. Третью часть жертв ДТП составляют молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет.
Более 2 тысяч россиян погибли в прошлом году по вине пьяных водителей. В общей сложности на дорогах страны в 2009-м зафиксировано около 12,5 тысяч таких случаев.
Только в течение минувших выходных на дорогах Петербурга и области произошло 4 дорожно-транспортных происшествия с тяжелыми последствиями. В результате 2 человека погибли, 10 — получили травмы различной тяжести, в том числе 1 ребенок.
За управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения задержано 76 водителей. На дорогах изъято 15 единиц огнестрельного оружия и 47 единиц боеприпасов.