Как приручить тигра
Утром 14 февраля российские буддисты встретят год Белого Тигра. Буддийский Новый год не наступает ровно в полночь, он приходит с рассветом. В старину начало года определяли по тому, когда в предрассветной мгле можно различить собственные пальцы рук.
14 февраля наступает буддийский Новый год. Не забудьте открыть форточку
Ночной торжественный молебен, предшествующий наступлению Нового года, начнется в петербургском дацане 13 февраля в 22 часа и закончится в 5 утра 14 февраля. Считается, что именно в это время богиня Балден Лхамо будет облетать землю, проверяя свои владения, поэтому буддисты, встречающие Новый год дома, должны выйти на улицу или хотя бы просто открыть форточку и поприветствовать богиню. Чтобы завоевать расположение богини в наступающем году, заручиться ее поддержкой при разрешении сложных вопросов, ей нужно сделать подношение: побрызгать в форточку черным чаем или молоком, но ни в коем случае не водкой.
Наступающий год находится под покровительством Белого Тигра, элемент года — железо. Принято считать, что годы Тигра не бывают спокойными, они несут с собой различные изменения в жизни. Поэтому буддийские астрологи советуют в такие годы людям стараться быть спокойными, соблюдать нравственные принципы, не гнаться за быстрой выгодой, это стремление все равно будет пресечено Тигром. Как и он сам в дикой природе, Тигр поддержит тех, кто предусмотрителен, умеет рассчитывать свои шаги наперед. В этом году следует, что называется, собирать добродетель, т. е. чаще посещать храмы, медитировать и стараться относиться ко всему спокойнее. В год Тигра стоит обратить внимание на свое здоровье тем, у кого болят почки и поясница. Дети, рожденные в этом году (особенно если это произошло днем), будут очень сильными людьми, «как солнце в зените».
Но прежде чем встретить Новый год (по-бурятски Сагаалган), по традиции следует поблагодарить уходящий год и очиститься от печалей, горестей и грехов, накопленных в прошлом году. За два дня до наступления Нового года, 12 февраля, в дацане будет проведен специальный молебен и разожжен ритуальный костер — Дугжууба. На самом деле костров бывает два: в одном сжигают специально изготовленный для такого обряда «сор» — пирамиду из бумаги, реек и теста, которую венчает череп. Это своеобразный символ плохой кармы общины за прошедший год. Ламы проводят специальный обряд, как бы собирая все грехи и горести вместе, и вкладывают их в пирамиду. Сгорая, этот костер символизирует очищение для всех. Во второй костер каждый пришедший в этот вечер в дацан может положить свой индивидуальный носитель зла за год — табален. Табалены — небольшие кусочки теста, которые делают только из муки и воды. Такие кусочки прокатывают по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции.
Сагаалган с бурятского переводится как «белый месяц». Само название говорит и о протяженности праздника — календарный месяц, и о той пище, которую нужно вкушать за праздничным столом. На вашем новогоднем столе обязательно должна быть так называемая белая пища — еда, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло.
К нынешнему Сагаалгану в петербургском дацане подготовились особо. К мозаичному изображению божества Белой Тары, освященному во время июньской Декады буддийской культуры главой буддистов России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, добавились большие мозаичные панно бодхисатвы сострадания Авалокитешвары и Зеленой Тары — «спасительницы и защитницы» — бодхисатвы милосердия.
Все три божества являются сильными защитниками, у каждого из них есть как бы своя область помощи. Белая Тара — божество медитации в практиках долгой жизни. Авалокитешвара помогает обрести благую цель, учит состраданию и милосердию, только через которые и можно прийти к просветлению. Мантру Зеленой Тары обычно начитывают в минуты большой опасности, она также отвечает за деятельность всех живых существ.
Существует легенда, по которой однажды настоятелю Гоман дацана (известный тибетский монастырь в Индии) во время медитации явилась Зеленая Тара. Настоятель задал ей несколько вопросов, а она сказала, что, если вы будете поклоняться Зеленой Таре, делать ей подношения, ваши дела пойдут хорошо. Так и случилось. Зеленая Тара до сих пор особо почитается в Гоман дацане, и сейчас в нем насчитывается более 3 тысяч монахов.
— Мы также считаем, что дела нашего дацана сейчас идут лучше, успешнее благодаря этим трем божествам, — говорит настоятель петербургского дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев. — В ближайшее время в планах изготовить изображение Будды Медицины — таким образом, постепенно мы заполним все ниши внутри молельного зала изображениями буддийских божеств.
Ламы петербургского дацана
Ночной торжественный молебен, предшествующий наступлению Нового года, начнется в петербургском дацане 13 февраля в 22 часа и закончится в 5 утра 14 февраля. Считается, что именно в это время богиня Балден Лхамо будет облетать землю, проверяя свои владения, поэтому буддисты, встречающие Новый год дома, должны выйти на улицу или хотя бы просто открыть форточку и поприветствовать богиню. Чтобы завоевать расположение богини в наступающем году, заручиться ее поддержкой при разрешении сложных вопросов, ей нужно сделать подношение: побрызгать в форточку черным чаем или молоком, но ни в коем случае не водкой.
Наступающий год находится под покровительством Белого Тигра, элемент года — железо. Принято считать, что годы Тигра не бывают спокойными, они несут с собой различные изменения в жизни. Поэтому буддийские астрологи советуют в такие годы людям стараться быть спокойными, соблюдать нравственные принципы, не гнаться за быстрой выгодой, это стремление все равно будет пресечено Тигром. Как и он сам в дикой природе, Тигр поддержит тех, кто предусмотрителен, умеет рассчитывать свои шаги наперед. В этом году следует, что называется, собирать добродетель, т. е. чаще посещать храмы, медитировать и стараться относиться ко всему спокойнее. В год Тигра стоит обратить внимание на свое здоровье тем, у кого болят почки и поясница. Дети, рожденные в этом году (особенно если это произошло днем), будут очень сильными людьми, «как солнце в зените».
Но прежде чем встретить Новый год (по-бурятски Сагаалган), по традиции следует поблагодарить уходящий год и очиститься от печалей, горестей и грехов, накопленных в прошлом году. За два дня до наступления Нового года, 12 февраля, в дацане будет проведен специальный молебен и разожжен ритуальный костер — Дугжууба. На самом деле костров бывает два: в одном сжигают специально изготовленный для такого обряда «сор» — пирамиду из бумаги, реек и теста, которую венчает череп. Это своеобразный символ плохой кармы общины за прошедший год. Ламы проводят специальный обряд, как бы собирая все грехи и горести вместе, и вкладывают их в пирамиду. Сгорая, этот костер символизирует очищение для всех. Во второй костер каждый пришедший в этот вечер в дацан может положить свой индивидуальный носитель зла за год — табален. Табалены — небольшие кусочки теста, которые делают только из муки и воды. Такие кусочки прокатывают по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции.
Сагаалган с бурятского переводится как «белый месяц». Само название говорит и о протяженности праздника — календарный месяц, и о той пище, которую нужно вкушать за праздничным столом. На вашем новогоднем столе обязательно должна быть так называемая белая пища — еда, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло.
К нынешнему Сагаалгану в петербургском дацане подготовились особо. К мозаичному изображению божества Белой Тары, освященному во время июньской Декады буддийской культуры главой буддистов России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, добавились большие мозаичные панно бодхисатвы сострадания Авалокитешвары и Зеленой Тары — «спасительницы и защитницы» — бодхисатвы милосердия.
Все три божества являются сильными защитниками, у каждого из них есть как бы своя область помощи. Белая Тара — божество медитации в практиках долгой жизни. Авалокитешвара помогает обрести благую цель, учит состраданию и милосердию, только через которые и можно прийти к просветлению. Мантру Зеленой Тары обычно начитывают в минуты большой опасности, она также отвечает за деятельность всех живых существ.
Существует легенда, по которой однажды настоятелю Гоман дацана (известный тибетский монастырь в Индии) во время медитации явилась Зеленая Тара. Настоятель задал ей несколько вопросов, а она сказала, что, если вы будете поклоняться Зеленой Таре, делать ей подношения, ваши дела пойдут хорошо. Так и случилось. Зеленая Тара до сих пор особо почитается в Гоман дацане, и сейчас в нем насчитывается более 3 тысяч монахов.
— Мы также считаем, что дела нашего дацана сейчас идут лучше, успешнее благодаря этим трем божествам, — говорит настоятель петербургского дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев. — В ближайшее время в планах изготовить изображение Будды Медицины — таким образом, постепенно мы заполним все ниши внутри молельного зала изображениями буддийских божеств.
Алла НАМСАРАЕВА