Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как приручить тигра

11 февраля 2010 10:00

Утром 14 февраля российские буддисты встретят год Белого Тигра. Буддийский Новый год не наступает ровно в полночь, он приходит с рассветом. В старину начало года определяли по тому, когда в предрассветной мгле можно различить собственные пальцы рук.

14 февраля наступает буддийский Новый год. Не забудьте открыть форточку



Ламы петербургского дацана
Ламы петербургского дацана


Ночной торжественный молебен, предшествующий наступлению Нового года, начнется в петербургском дацане 13 февраля в 22 часа и закончится в 5 утра 14 февраля. Считается, что именно в это время богиня Балден Лхамо будет облетать землю, проверяя свои владения, поэтому буддисты, встречающие Новый год дома, должны выйти на улицу или хотя бы просто открыть форточку и поприветствовать богиню. Чтобы завоевать расположение богини в наступающем году, заручиться ее поддержкой при разрешении сложных вопросов, ей нужно сделать подношение: побрызгать в форточку черным чаем или молоком, но ни в коем случае не водкой.
Наступающий год находится под покровительством Белого Тигра, элемент года — железо. Принято считать, что годы Тигра не бывают спокойными, они несут с собой различные изменения в жизни. Поэтому буддийские астрологи советуют в такие годы людям стараться быть спокойными, соблюдать нравственные принципы, не гнаться за быстрой выгодой, это стремление все равно будет пресечено Тигром. Как и он сам в дикой природе, Тигр поддержит тех, кто предусмотрителен, умеет рассчитывать свои шаги наперед. В этом году следует, что называется, собирать добродетель, т. е. чаще посещать храмы, медитировать и стараться относиться ко всему спокойнее. В год Тигра стоит обратить внимание на свое здоровье тем, у кого болят почки и поясница. Дети, рожденные в этом году (особенно если это произошло днем), будут очень сильными людьми, «как солнце в зените».
Но прежде чем встретить Новый год (по-бурятски Сагаалган), по традиции следует поблагодарить уходящий год и очиститься от печалей, горестей и грехов, накопленных в прошлом году. За два дня до наступления Нового года, 12 февраля, в дацане будет проведен специальный молебен и разожжен ритуальный костер — Дугжууба. На самом деле костров бывает два: в одном сжигают специально изготовленный для такого обряда «сор» — пирамиду из бумаги, реек и теста, которую венчает череп. Это своеобразный символ плохой кармы общины за прошедший год. Ламы проводят специальный обряд, как бы собирая все грехи и горести вместе, и вкладывают их в пирамиду. Сгорая, этот костер символизирует очищение для всех. Во второй костер каждый пришедший в этот вечер в дацан может положить свой индивидуальный носитель зла за год — табален. Табалены — небольшие кусочки теста, которые делают только из муки и воды. Такие кусочки прокатывают по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции.



Сагаалган с бурятского переводится как «белый месяц». Само название говорит и о протяженности праздника — календарный месяц, и о той пище, которую нужно вкушать за праздничным столом. На вашем новогоднем столе обязательно должна быть так называемая белая пища — еда, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло.
К нынешнему Сагаалгану в петербургском дацане подготовились особо. К мозаичному изображению божества Белой Тары, освященному во время июньской Декады буддийской культуры главой буддистов России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, добавились большие мозаичные панно бодхисатвы сострадания Авалокитешвары и Зеленой Тары — «спасительницы и защитницы» — бодхисатвы милосердия.
Все три божества являются сильными защитниками, у каждого из них есть как бы своя область помощи. Белая Тара — божество медитации в практиках долгой жизни. Авалокитешвара помогает обрести благую цель, учит состраданию и милосердию, только через которые и можно прийти к просветлению. Мантру Зеленой Тары обычно начитывают в минуты большой опасности, она также отвечает за деятельность всех живых существ.
Существует легенда, по которой однажды настоятелю Гоман дацана (известный тибетский монастырь в Индии) во время медитации явилась Зеленая Тара. Настоятель задал ей несколько вопросов, а она сказала, что, если вы будете поклоняться Зеленой Таре, делать ей подношения, ваши дела пойдут хорошо. Так и случилось. Зеленая Тара до сих пор особо почитается в Гоман дацане, и сейчас в нем насчитывается более 3 тысяч монахов.
— Мы также считаем, что дела нашего дацана сейчас идут лучше, успешнее благодаря этим трем божествам, — говорит настоятель петербургского дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев. — В ближайшее время в планах изготовить изображение Будды Медицины — таким образом, постепенно мы заполним все ниши внутри молельного зала изображениями буддийских божеств.

Алла НАМСАРАЕВА