Алиби и сорок разбойников
Если преступление приписывают первым попавшимся выходцам с Кавказа, это уже не вызывает удивления. Но есть в деле, о котором мы хотим вам рассказать, и кое-что необычное — солидарность рабочих, да к тому же интернациональная (а ведь это словосочетание стало каким-то допотопным клише из 1917 года). Тем не менее недавно пятеро русских строителей объединились в защите трех грузинских коллег, которых милиция — по их мнению, ошибочно — объявила «бандой барсеточников».
Версия следствия не убедила даже прокурора
При всем богатстве выбора
Началась эта история буднично: вечером 28 декабря трое грузин — Давид Кириа, Зураб Асанидзе и Шалва Месхи — были остановлены ГИБДД за нарушение правил. Мужчины весь день проработали на стройке, возвращались по домам и подумали, что дэпээсники ждут от них того, чего обычно ждут в таких случаях. Но неожиданно им велели ехать в 34-й отдел милиции, где они мигом превратились в барсеточников, подозреваемых в грабеже.
Ограбление действительно произошло в тот вечер в 17.00 на Савушкина, 68: один преступник, напав на петербуржца, вырвал у него барсетку с ценностями на 60 тыс. руб., второй же проколол ему шину, чтобы тот не смог их преследовать. Потерпевший не растерялся и открыл по беглецам огонь из травматического пистолета, но грабителям удалось скрыться. По телефону, вероятно, была дана ориентировка: ловить тачку с кавказцами. Подходящая тачка моментально нашлась, и вряд ли милиционерам даже в голову приходило в чем-то там сомневаться… Презумпция невиновности и кавказцы — в нынешней России две вещи несовместные. А с другой стороны — мало ли тачек с неславянского вида пассажирами проезжало в тот вечер по Приморскому району? Можно было наловить и десять, на выбор.
А для сомнений — те или не те? — есть очень серьезные поводы. Во-первых, гендиректор ООО «Русич» официальным письмом подтвердил следствию, что Кириа, Асанидзе и Месхи с 9 до 17.30 работали на его объекте на ул. Оптиков. Во-вторых, их алиби готовы удостоверить пять свидетелей: они весь день работали бок о бок с грузинами и уже приезжали к следователю СУ ГУВД Екатерине Калашниковой, но в праве дать показания им почему-то было отказано.
Рабочее слово
— Мы все, кто был на объекте в тот день: я, Цветков, Гаврилов, Кузьмин, — сразу согласились пойти к следователю, как только узнали, что работавших рядом с нами мужиков арестовали как грабителей, — рассказал «Новой» пикалевец Виталий Овчаров. — Нет уж, пусть ищут настоящую банду, а не первых попавшихся сажают. Ограбление было в 17.00, а мы все видели, как трое наших плиточников работали до 17.30. Только вот в милиции нас слушать отказались.
В настоящее время стройка окончена, и чтобы приехать из Пикалево в Питер, рабочим надо найти по 1000 рублей на брата. Ни один из пикалевцев не может оторвать такой суммы от семейного бюджета — что, наверное, не очень интересует капитана Калашникову. Правда, по закону она обязана дать отдельное поручение Пикалевскому РУВД, и оно без проблем допросит своих земляков. Во всяком случае, они готовы и дальше тратить свое время на общение с милицией.
А вот прораб ООО «Русич» Александр Валуев смог все-таки дать показания: «Месхи Шалва, Асанидзе Зураб и Кириа Давид занимаются укладкой плитки в медцентре МЧС. Весь день они втроем находились на объекте, его не покидали. Я это подтверждаю, т. к. сам находился на территории объекта. Я уехал в 16.30. Также со слов рабочих, которые работают в непосредственной близости от них (второй этаж), я знаю, что после моего отъезда Месхи, Асанидзе и Кириа находились на объекте до 17.30».
— Именно о последнем, ключевом отрезке времени мы и хотели рассказать, — свидетельствуют рабочие. — Следователь назначила нам встречу на десять часов, мы приехали заранее к девяти. Говорят: ее не будет. Искали, искали, нашли совсем в другом здании. «Я занята», — отвечает, и исчезла где-то. Связались с адвокатом, говорим: устали унижаться. Он примчался, но заставить ее выполнять свои прямые обязанности так и не смог, — недоумевает Виталий Овчаров. — Нет, я понимаю: потерпевший на иномарке, и одет получше, чем наши пикалевцы — на него время нашлось. Уверены: при опознании он просто ошибся. Запомнилось, что нерусские лица, и все. Но мы-то знаем этих конкретных трех лиц.
Точность опознания вызывает сомнения и у Иосифа Габунии, адвоката Давида Кириа: «Опознание проведено с грубейшими нарушениями требований ч. 4 ст. 193 УПК РФ, а именно: не сделано необходимое описание статистов (рост, вес, цвет волос, одежда, отличительные черты и особые приметы). Кроме того, Кириа Д. О., будучи грузином, предъявлен вместе с лицами, существенно отличными по внешним данным (являющимися таджиками). Также потерпевший указывает возраст преступника: «На вид 30 лет». Однако Кириа Д. О., 1979 г. р., предъявлен с лицами 1989 и 1987 г. р. В результате потерпевший не мог указать на иное лицо из предъявленных, кроме как на Кириа Д. О. Наконец, при допросе потерпевший описал одежду преступника, которая существенно отличается от одежды Кириа Д. О.»
Неинтересные доказательства
Еще одна причина сомнений в идентичности грабителей и задержанных — то, что при них не удалось обнаружить ничего из награбленного, хотя схвачены они были по горячим следам — около 18.30 (время во всех рапортах почему-то разное).
Другой факт, ставящий под сомнение версию следствия, касается машины. Потерпевший утверждает: нападавшие скрылись на иномарке, причем тот, что прокалывал колесо, сел на переднее пассажирское сиденье. Между тем у изъятого Приморским РУВД «Опель-Астра» передняя пассажирская дверь не открывается, так как была двумя днями ранее повреждена в ДТП — что легко подтвердить, осмотрев машину и запросив ГИБДД об аварии 26.12.09. Только вот делать ни того ни другого следствие, похоже, не хочет.
Наконец, поражает воображение профнепригодность предполагаемых барсеточников. Чтобы оценить нестыковку, взглянем карту: ограбление произошло на Савушкина, 68 — и преступники, скорее всего, должны были умчаться в сторону центра. Плиточники же с «Русича», тоже двигаясь в сторону центра, были остановлены севернее, на Школьной, 41 — то есть с другой стороны от места преступления и даже приближаясь к нему… Неужели решили запутать следы, катаясь кругами?
«Прорвемся», — ответят опера
Когда решался вопрос об избрании меры пресечения Давиду Кириа, не только защита, но и обвинение просило отказать следователю Калашниковой в заключении подозреваемого под стражу — поскольку не собрано для этого достаточных улик.
Марат, друг Давида: «Услышав нелестное мнение прокурора о своей работе, во время перерыва следователь нервно позвонила кому-то: «Сережа, сейчас они его отпустят». Конца разговора я не расслышал, зато результат был налицо. Вскоре в суд вбежали оперативники… и увидели в коридоре Асанидзе. Перепутав его с Давидом, опера пришли в ярость и попытались его без всяких оснований задержать. Потом, поняв, что тащат не того, а Давид еще в зале, помчались туда. А Зураб весь посерел и шепнул мне, что это те самые, что «работали» с ним 28-го. С пристрастием, как я понял».
31.12.09 Иосиф Габуния подал жалобу на выбивание признаний: «Мой подзащитный сообщил, что 28.12.09 в 34-м о/м Приморского района он был сотрудниками избит и подвергнут оскорблениям в грубой форме по национальному признаку. Доставленный ночью с 28 на 29 декабря в Кресты Кириа имел явные признаки телесных повреждений, что подтверждено справкой медчасти». Никакой реакции на это от прокуратуры не последовало. Синяки появились после задержания и у Месхи. Отметим, что даже побои не смогли заставить их признать себя преступниками.
Без комментариев
— Из материалов дела однозначно следует, что мой подзащитный Шалва Месхи ошибочно обвинен в том ограблении, которое произвела неизвестная банда барсеточников, — заявляет адвокат Марина Юсупова. — Алиби всех троих задержанных подтверждается, кроме многочисленных свидетелей, еще и записью в журнале пропусков на объект, о чем дирекция ООО «Русич» прислала официальное подтверждение. К тому же Месхи как личность производит на меня самое положительное впечатление: простой трудяга, не имеющий ничего общего с криминалитетом. Уж кто-кто, а мы, адвокаты, всегда отличим «братков» с первого взгляда.
— Мой муж не просто честно работает — он органически не переносит чего бы то ни было криминального, — настаивает жена Давида Кириа, Маша Городкова — мастер спорта, которая в составе питерской легкоатлетической сборной не раз успешно защищала честь нашего города, занимая призовые места на чемпионатах России. — Муж написал мне в письме: «Честно скажу, до сих пор не понимаю, как и за что я здесь нахожусь?» Денег на адвокатов у меня нет, я ведь круглая сирота, выросла в Училище олимпийского резерва... А теперь осталась с маленьким ребенком на руках, без всяких средств к существованию.
— Давид — совершенно не криминального типа личность, — подтверждает адвокат Габуния, — не зря у него стопроцентное рабочее алиби. Нам осталось только настоять на опросе свидетелей, а также на очных ставках и экспертизе автомобиля. Считаю, что милиция преждевременно показывает в телерепортажах его фото с комментарием «преступник» — они выложены и в интернете. Назвать человека преступником имеет право только суд.
В следственном отделе ГУВД комментировать ситуацию категорически отказались. «Новая» будет следить за развитием событий.
При всем богатстве выбора
Началась эта история буднично: вечером 28 декабря трое грузин — Давид Кириа, Зураб Асанидзе и Шалва Месхи — были остановлены ГИБДД за нарушение правил. Мужчины весь день проработали на стройке, возвращались по домам и подумали, что дэпээсники ждут от них того, чего обычно ждут в таких случаях. Но неожиданно им велели ехать в 34-й отдел милиции, где они мигом превратились в барсеточников, подозреваемых в грабеже.
Ограбление действительно произошло в тот вечер в 17.00 на Савушкина, 68: один преступник, напав на петербуржца, вырвал у него барсетку с ценностями на 60 тыс. руб., второй же проколол ему шину, чтобы тот не смог их преследовать. Потерпевший не растерялся и открыл по беглецам огонь из травматического пистолета, но грабителям удалось скрыться. По телефону, вероятно, была дана ориентировка: ловить тачку с кавказцами. Подходящая тачка моментально нашлась, и вряд ли милиционерам даже в голову приходило в чем-то там сомневаться… Презумпция невиновности и кавказцы — в нынешней России две вещи несовместные. А с другой стороны — мало ли тачек с неславянского вида пассажирами проезжало в тот вечер по Приморскому району? Можно было наловить и десять, на выбор.
А для сомнений — те или не те? — есть очень серьезные поводы. Во-первых, гендиректор ООО «Русич» официальным письмом подтвердил следствию, что Кириа, Асанидзе и Месхи с 9 до 17.30 работали на его объекте на ул. Оптиков. Во-вторых, их алиби готовы удостоверить пять свидетелей: они весь день работали бок о бок с грузинами и уже приезжали к следователю СУ ГУВД Екатерине Калашниковой, но в праве дать показания им почему-то было отказано.
Рабочее слово
— Мы все, кто был на объекте в тот день: я, Цветков, Гаврилов, Кузьмин, — сразу согласились пойти к следователю, как только узнали, что работавших рядом с нами мужиков арестовали как грабителей, — рассказал «Новой» пикалевец Виталий Овчаров. — Нет уж, пусть ищут настоящую банду, а не первых попавшихся сажают. Ограбление было в 17.00, а мы все видели, как трое наших плиточников работали до 17.30. Только вот в милиции нас слушать отказались.
В настоящее время стройка окончена, и чтобы приехать из Пикалево в Питер, рабочим надо найти по 1000 рублей на брата. Ни один из пикалевцев не может оторвать такой суммы от семейного бюджета — что, наверное, не очень интересует капитана Калашникову. Правда, по закону она обязана дать отдельное поручение Пикалевскому РУВД, и оно без проблем допросит своих земляков. Во всяком случае, они готовы и дальше тратить свое время на общение с милицией.
А вот прораб ООО «Русич» Александр Валуев смог все-таки дать показания: «Месхи Шалва, Асанидзе Зураб и Кириа Давид занимаются укладкой плитки в медцентре МЧС. Весь день они втроем находились на объекте, его не покидали. Я это подтверждаю, т. к. сам находился на территории объекта. Я уехал в 16.30. Также со слов рабочих, которые работают в непосредственной близости от них (второй этаж), я знаю, что после моего отъезда Месхи, Асанидзе и Кириа находились на объекте до 17.30».
— Именно о последнем, ключевом отрезке времени мы и хотели рассказать, — свидетельствуют рабочие. — Следователь назначила нам встречу на десять часов, мы приехали заранее к девяти. Говорят: ее не будет. Искали, искали, нашли совсем в другом здании. «Я занята», — отвечает, и исчезла где-то. Связались с адвокатом, говорим: устали унижаться. Он примчался, но заставить ее выполнять свои прямые обязанности так и не смог, — недоумевает Виталий Овчаров. — Нет, я понимаю: потерпевший на иномарке, и одет получше, чем наши пикалевцы — на него время нашлось. Уверены: при опознании он просто ошибся. Запомнилось, что нерусские лица, и все. Но мы-то знаем этих конкретных трех лиц.
Точность опознания вызывает сомнения и у Иосифа Габунии, адвоката Давида Кириа: «Опознание проведено с грубейшими нарушениями требований ч. 4 ст. 193 УПК РФ, а именно: не сделано необходимое описание статистов (рост, вес, цвет волос, одежда, отличительные черты и особые приметы). Кроме того, Кириа Д. О., будучи грузином, предъявлен вместе с лицами, существенно отличными по внешним данным (являющимися таджиками). Также потерпевший указывает возраст преступника: «На вид 30 лет». Однако Кириа Д. О., 1979 г. р., предъявлен с лицами 1989 и 1987 г. р. В результате потерпевший не мог указать на иное лицо из предъявленных, кроме как на Кириа Д. О. Наконец, при допросе потерпевший описал одежду преступника, которая существенно отличается от одежды Кириа Д. О.»
Неинтересные доказательства
Еще одна причина сомнений в идентичности грабителей и задержанных — то, что при них не удалось обнаружить ничего из награбленного, хотя схвачены они были по горячим следам — около 18.30 (время во всех рапортах почему-то разное).
Другой факт, ставящий под сомнение версию следствия, касается машины. Потерпевший утверждает: нападавшие скрылись на иномарке, причем тот, что прокалывал колесо, сел на переднее пассажирское сиденье. Между тем у изъятого Приморским РУВД «Опель-Астра» передняя пассажирская дверь не открывается, так как была двумя днями ранее повреждена в ДТП — что легко подтвердить, осмотрев машину и запросив ГИБДД об аварии 26.12.09. Только вот делать ни того ни другого следствие, похоже, не хочет.
Наконец, поражает воображение профнепригодность предполагаемых барсеточников. Чтобы оценить нестыковку, взглянем карту: ограбление произошло на Савушкина, 68 — и преступники, скорее всего, должны были умчаться в сторону центра. Плиточники же с «Русича», тоже двигаясь в сторону центра, были остановлены севернее, на Школьной, 41 — то есть с другой стороны от места преступления и даже приближаясь к нему… Неужели решили запутать следы, катаясь кругами?
«Прорвемся», — ответят опера
Когда решался вопрос об избрании меры пресечения Давиду Кириа, не только защита, но и обвинение просило отказать следователю Калашниковой в заключении подозреваемого под стражу — поскольку не собрано для этого достаточных улик.
Марат, друг Давида: «Услышав нелестное мнение прокурора о своей работе, во время перерыва следователь нервно позвонила кому-то: «Сережа, сейчас они его отпустят». Конца разговора я не расслышал, зато результат был налицо. Вскоре в суд вбежали оперативники… и увидели в коридоре Асанидзе. Перепутав его с Давидом, опера пришли в ярость и попытались его без всяких оснований задержать. Потом, поняв, что тащат не того, а Давид еще в зале, помчались туда. А Зураб весь посерел и шепнул мне, что это те самые, что «работали» с ним 28-го. С пристрастием, как я понял».
31.12.09 Иосиф Габуния подал жалобу на выбивание признаний: «Мой подзащитный сообщил, что 28.12.09 в 34-м о/м Приморского района он был сотрудниками избит и подвергнут оскорблениям в грубой форме по национальному признаку. Доставленный ночью с 28 на 29 декабря в Кресты Кириа имел явные признаки телесных повреждений, что подтверждено справкой медчасти». Никакой реакции на это от прокуратуры не последовало. Синяки появились после задержания и у Месхи. Отметим, что даже побои не смогли заставить их признать себя преступниками.
Без комментариев
— Из материалов дела однозначно следует, что мой подзащитный Шалва Месхи ошибочно обвинен в том ограблении, которое произвела неизвестная банда барсеточников, — заявляет адвокат Марина Юсупова. — Алиби всех троих задержанных подтверждается, кроме многочисленных свидетелей, еще и записью в журнале пропусков на объект, о чем дирекция ООО «Русич» прислала официальное подтверждение. К тому же Месхи как личность производит на меня самое положительное впечатление: простой трудяга, не имеющий ничего общего с криминалитетом. Уж кто-кто, а мы, адвокаты, всегда отличим «братков» с первого взгляда.
— Мой муж не просто честно работает — он органически не переносит чего бы то ни было криминального, — настаивает жена Давида Кириа, Маша Городкова — мастер спорта, которая в составе питерской легкоатлетической сборной не раз успешно защищала честь нашего города, занимая призовые места на чемпионатах России. — Муж написал мне в письме: «Честно скажу, до сих пор не понимаю, как и за что я здесь нахожусь?» Денег на адвокатов у меня нет, я ведь круглая сирота, выросла в Училище олимпийского резерва... А теперь осталась с маленьким ребенком на руках, без всяких средств к существованию.
— Давид — совершенно не криминального типа личность, — подтверждает адвокат Габуния, — не зря у него стопроцентное рабочее алиби. Нам осталось только настоять на опросе свидетелей, а также на очных ставках и экспертизе автомобиля. Считаю, что милиция преждевременно показывает в телерепортажах его фото с комментарием «преступник» — они выложены и в интернете. Назвать человека преступником имеет право только суд.
В следственном отделе ГУВД комментировать ситуацию категорически отказались. «Новая» будет следить за развитием событий.
Анатолий ЗАОСТРОВСКИЙ,
Анджей БЕЛОВРАНИН
Карикатура Виктора БОГОРАДА