Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Вадим курылев: электрический партизан подпольного фронта

18 февраля 2010 10:00

Мы завершаем публикацию бесед с участниками акции солидарности с политзаключенными «За вашу и нашу свободу», которая пройдет в Петербурге 19 февраля в концертном зале «У Финляндского вокзала». Кроме Виктора Шендеровича, Ларисы Дмитриевой, Алексея Девотченко и Михаила Кане, в их числе Вадим Курылев, лидер группы «Электрические партизаны», бывший соло-гитарист группы ДДТ и лидер неформального музыкального объединения «Подпольный фронт».





— Вадим, расскажите, что такое «Подпольный фронт» и кто в нем участвует?
— ПФ — проект, возникший пока только для записи одной песни, протестующей против строительства газоскреба в Петербурге. Но я предчувствую, что этим дело не ограничится — слишком много есть причин протестовать, а протестовать, как известно, лучше не в одиночку, а по возможности объединяться для этого с единомышленниками. Не знаю, кто из нынешних участников ПФ будет в дальнейшем участвовать в акциях этого проекта, но в песне «Город, проснись!» кроме меня записали свои голоса известные питерские рок-музыканты Борзыкин, Чернецкий, Новицкий, Рулев и Паращук. Это люди моего поколения, все мы начинали в революционные 80-е, и для всех нас рок-музыка является в первую очередь выражением социально-культурного бунта. Пока мы живы, мы всегда будем наглядным отрицанием тезиса о том, что все в мире продается и покупается.
— Как коллеги по группе «Электрические партизаны» и в целом по рок-движению относятся к вашей гражданской позиции?
— Мир не может состоять из одних радикалов, и я не хочу собирать группу по принципу обязательного согласия с позицией лидера. Иногда мы спорим, и порой эти споры помогают понять что-то важное.
— Вам не кажется, что противостоять власти, будучи рок-музыкантом, становится модно? Сначала Михаил Борзыкин, потом Юрий Шевчук, недавно Диана Арбенина посвятила песню Ходорковскому, а какого-то единства в рок-среде пока не ощущается.
— «Модники» Борзыкин и Шевчук, по-моему, всю жизнь исповедовали подобные взгляды, всегда имели четкую гражданскую позицию: их никак нельзя обвинить в заигрывании с модой ради самопиара. Есть сейчас и молодые, но достаточно известные группы, например FPG или Люмен, которые позиционируют себя как социальные бунтари. По-моему, дело совсем не в моде, а в прорывающемся социальном сознании молодежи. Ведь это лишь вершина айсберга, уже прорезающаяся на уровне крупных фестивалей и радиостанций, остальные по-настоящему социальные группы пока находятся в глубоком подполье, где ни о какой моде речь вообще не идет. Мне кажется, что после страшного перелома, произошедшего в нашей стране двадцать лет назад, целое поколение молодежи с отвращением отвернулось от политической жизни общества и, чтобы не быть такими, как родители, из принципа с головой ушло в развлекательную музыку, наркотики и заколачивание денег. Сейчас приходит новая молодежь, которую уже не устраивает, чтобы кто-то там наверху вершил грязные дела, предлагая им в обмен на социальную аморфность возможность иметь маленькие мещанские радости. В том числе и рок-музыка начинает вспоминать, ради чего она вообще появилась на свет: в разные эпохи она по-разному бунтовала, призывая то отказаться от материальной зависимости цивилизации, то драться на баррикадах, то экзистенциальным путем выйти из-под контроля Системы.
— Как вы видите себя в среде «культурных несогласных»?
— Хотелось бы быть культурным детонатором для взрыва новых бунтарских идей.
— Два года назад вы впервые участвовали в гражданской акции «Рок за свободу. Что изменилось с тех пор в вашем ощущении российской действительности?
— Тогда мне казалось, что «Рок за свободу» — начало мощного оппозиционного культурного движения, но на деле все оказалось совсем не так. Возможно, неоправданные надежды на вспышку в Петербурге культурно-социального противостояния властям и привели меня к попытке создания бунтарского творческого объединения в виде «Подпольного фронта». Но я не смотрю на отдельно взятую российскую действительность в отрыве от всего мира — сейчас слишком все взаимосвязано. Мировые империи на показ бряцают оружием друг перед другом, на деле же изо всех сил стараются объединиться в одну мировую систему тотального контроля. Против этого надо сражаться, и совсем не обязательно с оружием в руках. Надо хотя бы в сознании не признавать над собой власть ментального давления «потреблядства» и прочей государственной пропаганды. В мире страсти бушуют вокруг нефти, но ведь давно существуют альтернативные виды топлива — более дешевые и менее вредные. Однако мировая нефтяная мафия будет выкачивать нефть до конца, нагнетая истерию вокруг истощающихся запасов горючего. Потому что это дико выгодно всем власть имущим. Все государства в этом участвуют.
— 19 февраля вы участвуете в концерте «За вашу и нашу свободу» в поддержку политзаключенных. Кто, по-вашему, сейчас подпадает под данное определение?
— Очевидно, те, кто попал в тюрьму, совершив официально незаконные деяния, но не в целях личной выгоды, а из идеологических соображений. Многие даже и закон-то не нарушали, но оказались за решеткой потому, что говорили нечто неугодное. Государство всегда старается представить перед обществом своих противников криминально опасными элементами. Или сумасшедшими.
— Сами не боитесь, например, получить иск от кампании «Газпром» о защите деловой репутации из-за песни «Город, проснись»?
— Я не думаю, что так уж навредил Газпрому своей песней, хотя это и жаль. Вообще странно, что так мало песен в народе на эту тему. В советские времена, когда это было реально опасно, и то народ постоянно что-то придумывал, какие-то смелые вещи говорились, были диссиденты, подпольные певцы и писатели. А сейчас в петербургской культуре социальная тишина. Что касается газпромовской башни — я готов и пострадать за то, чтобы защитить свой город от таких негодяев. Почту за честь.
— Что еще, на ваш взгляд, кроме музыкальных акций или выходов на улицу (если поддерживаете), может изменить сознание людей, сформировавшееся за последние годы?
— Надо будить в людях индивидуальное сознание. Я всегда призываю читать, смотреть и слушать то, что вы сами смогли найти, а не то, что вам подсунули в магазине с наклейкой «нью». Сейчас в магазинах мало стало хороших книг, хорошей музыки и кино — за этим смотрят, чтобы люди не очень сильно думали, чтобы они пили пиво, переживали только за футбольную команду и марку автомобиля у соседа. Существует, конечно, независимая пресса, но ее возможности достичь широкого читателя очень ограниченны. Зато есть интернет — пока он вне контроля. Это серьезный соперник для ТВ и радио, но там можно заблудиться, и нужно учить людей ориентироваться в виртуальном пространстве. Интернет сейчас самое прогрессивное средство для развития самостоятельного мышления. Доступная для всех библиовидео- и аудиотека, хранящая огромное количество мировых культурных ценностей. Возьмите хотя бы Википедию — вот пример международного независимого проекта, предоставляющего объективную информацию по любым вопросам. Думаю, это только начало, и таких проектов будет много.

Беседовала Елена ЛАНСКАЯ


P.S. Концерт состоится 19 февраля в 19.30 в концертном зале у Финляндского вокзала