Незнакомый до слез
Улица Литераторов: дом Павла Филонова
Музей истории Петербурга подготовил путеводитель по русскому авангарду
«Кто может восстановить смысл газетных формулировок и осветить быт великого города в конце петербургского периода истории, и в начале истории неведомой», — писал в 1920 году Виктор Шкловский, живший тогда в Петрограде, в знаменитой коммуне «Дома искусств», организованной Корнеем Чуковским при содействии Максима Горького для поддержки деятелей искусства. Там же обитали Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Ольга Форш... Петербуржцы помнят это здание на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы как кинотеатр «Баррикада». Правда, теперь исторического здания уже не существует, его полностью уничтожили бодрые застройщики, а на месте дома, в строительстве которого в XVIII–XIX веках принимали участие известные архитекторы, стоит новорусский муляж — гостиница класса люкс с воспроизведенными фасадами и совершенно искаженными интерьерами. Так что теперь только по путеводителю, изданному Музеем истории города, можно узнать, что когда-то в этом доме спасались от голода и нужд
ы выдающиеся деятели эпохи российского авангарда.
Этот адрес — один из пятидесяти, собранных под обложкой путеводителя. Есть трагические адреса — например, дом 19 по улице Литераторов: в этом доме с 1919 года жил и умер в первую блокадную зиму Павел Филонов. Это вообще знаменательная постройка: с 1899 года участок земли принадлежал «Обществу пособия нуждающимся литераторам и художникам», реорганизованным позже в Литфонд. И в 1905 году на упомянутой улице был построен каменный двухэтажный дом в стиле модерн, где после революции разместился Дом литераторов и художников. В этом же квартале, со стороны улицы Профессора Попова, находится Дом Матюшина — деревянное двухэтажное здание, в котором в 1912 году поселились музыкант и художник Михаил Матюшин и его жена, художник и писательница Елена Гуро. Дом стал настоящим штабом авангарда в Петербурге: здесь часто бывали братья Бурлюки, Каменский, Крученых, Маяковский, Малевич, Татлин и другие, здесь же располагалось издательство «Журавль», основанное хозяином штаба.
Присутствует в путеводителе и неожиданный, на первый взгляд, адрес: Дворцовая площадь, дом 2 — Зимний дворец, ныне Государственный Эрмитаж. После 1918 года Зимний переименовали во Дворец искусств, и весной 1919 года в нем была открыта «Первая государственная сводная выставка произведений искусства», участниками которой были Альтман, Баранов-Россине, Мансуров, Матюшин, Маяковский, Ходасевич, Филонов и другие российские авангардисты.
Авторы и составители этой небольшой, но изящной книжки (13 на 13 см, любимые пропорции едва ли всех представителей авангардного сообщества), заполненной стильными черно-белыми фотографиями, почти два года искали по архивам и питерским дворам те крупицы великого авангардного прошлого, которое до сих пор для всего мира остается знаковым явлением, повлиявшим на весь ход развития художественной мысли. Ведущий научный сотрудник Музея Наталья Насонова и фотограф Марина Гуляева своими ногами прошли все улицы и дворы в поисках хотя бы каких-то осколков эпохи. Сохранилось немало адресов, и утрат оказалось меньше, чем предполагалось вначале. Авторам и составителям удалось сохранить интонацию Ленинграда-Питера 80-х годов с любовью к городу, которая была в то время. Это тогда группы молодых людей гуляли по разрушающимся питерским дворам, отыскивали по каким-то заброшенным уголкам последние уцелевшие от эпохи Серебряного века или авангарда архитектурные детали или скульптуры. Это были те самые молодые люди, которые потом вставали живым щитом перед зданием Англетера и на Владимирской площади перед Домом Дельвига.
Путеводитель «Топография петербургского авангарда» вырос из этого времени. Возможно, эта небольшая книга поможет современным молодым петербуржцам понять, в чем истинная ценность истории, почувствовать лирическое настроение ушедших десятилетий. Как было сказано на презентации книги, может, мы скоро снова увидим новых романтиков, которые бродят по городу и отыскивают теперь уже совсем редкие следы прежних эпох.
«Кто может восстановить смысл газетных формулировок и осветить быт великого города в конце петербургского периода истории, и в начале истории неведомой», — писал в 1920 году Виктор Шкловский, живший тогда в Петрограде, в знаменитой коммуне «Дома искусств», организованной Корнеем Чуковским при содействии Максима Горького для поддержки деятелей искусства. Там же обитали Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Ольга Форш... Петербуржцы помнят это здание на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы как кинотеатр «Баррикада». Правда, теперь исторического здания уже не существует, его полностью уничтожили бодрые застройщики, а на месте дома, в строительстве которого в XVIII–XIX веках принимали участие известные архитекторы, стоит новорусский муляж — гостиница класса люкс с воспроизведенными фасадами и совершенно искаженными интерьерами. Так что теперь только по путеводителю, изданному Музеем истории города, можно узнать, что когда-то в этом доме спасались от голода и нужд
ы выдающиеся деятели эпохи российского авангарда.
Этот адрес — один из пятидесяти, собранных под обложкой путеводителя. Есть трагические адреса — например, дом 19 по улице Литераторов: в этом доме с 1919 года жил и умер в первую блокадную зиму Павел Филонов. Это вообще знаменательная постройка: с 1899 года участок земли принадлежал «Обществу пособия нуждающимся литераторам и художникам», реорганизованным позже в Литфонд. И в 1905 году на упомянутой улице был построен каменный двухэтажный дом в стиле модерн, где после революции разместился Дом литераторов и художников. В этом же квартале, со стороны улицы Профессора Попова, находится Дом Матюшина — деревянное двухэтажное здание, в котором в 1912 году поселились музыкант и художник Михаил Матюшин и его жена, художник и писательница Елена Гуро. Дом стал настоящим штабом авангарда в Петербурге: здесь часто бывали братья Бурлюки, Каменский, Крученых, Маяковский, Малевич, Татлин и другие, здесь же располагалось издательство «Журавль», основанное хозяином штаба.
Присутствует в путеводителе и неожиданный, на первый взгляд, адрес: Дворцовая площадь, дом 2 — Зимний дворец, ныне Государственный Эрмитаж. После 1918 года Зимний переименовали во Дворец искусств, и весной 1919 года в нем была открыта «Первая государственная сводная выставка произведений искусства», участниками которой были Альтман, Баранов-Россине, Мансуров, Матюшин, Маяковский, Ходасевич, Филонов и другие российские авангардисты.
Авторы и составители этой небольшой, но изящной книжки (13 на 13 см, любимые пропорции едва ли всех представителей авангардного сообщества), заполненной стильными черно-белыми фотографиями, почти два года искали по архивам и питерским дворам те крупицы великого авангардного прошлого, которое до сих пор для всего мира остается знаковым явлением, повлиявшим на весь ход развития художественной мысли. Ведущий научный сотрудник Музея Наталья Насонова и фотограф Марина Гуляева своими ногами прошли все улицы и дворы в поисках хотя бы каких-то осколков эпохи. Сохранилось немало адресов, и утрат оказалось меньше, чем предполагалось вначале. Авторам и составителям удалось сохранить интонацию Ленинграда-Питера 80-х годов с любовью к городу, которая была в то время. Это тогда группы молодых людей гуляли по разрушающимся питерским дворам, отыскивали по каким-то заброшенным уголкам последние уцелевшие от эпохи Серебряного века или авангарда архитектурные детали или скульптуры. Это были те самые молодые люди, которые потом вставали живым щитом перед зданием Англетера и на Владимирской площади перед Домом Дельвига.
Путеводитель «Топография петербургского авангарда» вырос из этого времени. Возможно, эта небольшая книга поможет современным молодым петербуржцам понять, в чем истинная ценность истории, почувствовать лирическое настроение ушедших десятилетий. Как было сказано на презентации книги, может, мы скоро снова увидим новых романтиков, которые бродят по городу и отыскивают теперь уже совсем редкие следы прежних эпох.
Наталья ШКУРЕНОК
Фото автора