Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кандидат в антисемиты

25 февраля 2010 10:00

Кировский районный суд отклонил иск об отмене регистрации Геннадия Трусканова («Справедливая Россия») в качестве кандидата в депутаты на выборах в муниципальное образование «Автово». Заявители — а в этом качестве выступили двое конкурентов Трусканова на предстоящих выборах — обвинили его в совершении действий, «направленных на возбуждение национальной розни, унижение национального достоинства, пропаганду неполноценности граждан по признаку их национальной принадлежности», а конкретно — в антисемитизме.

Выдвиженец от «эсеровской» партии метил в муниципальные депутаты, а угодил в расисты





На евреев и антисемитов — рассчитайсь
«Как нам стало известно, 2 февраля 2010 года Трусканов Г. Б. пришел в помещение временной избирательной комиссии МО «Автово» и потребовал незамедлительно принять у него документы, необходимые для уведомления о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты. Член комиссии Левин М. Л. предложил Трусканову Г. Б. сдать документы ему. На это предложение Трусканов Г. Б. громко ответил: «Я антисемит! А ты еврей! Поэтому тебе документы сдавать не буду», — сообщают заявители.
Сразу отметим, что несколько членов временной ИКМО (в том числе председатель Анастасия Шубина) и член Горизбиркома Ева Либуркина на судебном заседании подтвердили, что именно так оно все и происходило. Прокурор посчитала доказанным факт экстремистских высказываний Трусканова (остальные доводы его оппонентов были отклонены, но для отмены регистрации этого хватало с лихвой). Однако судья приняла противоположное решение. А выводы о том, насколько оно было оправданно, можно сделать, лишь зная контекст событий.

Невидимое заседание
Стоит напомнить, что сдать документы в ИКМО «Автово» «эсерам» удалось, что называется, с боем. Комиссия работала по три часа в день, а у ее дверей толпились молодые люди, частично представлявшие «Молодую гвардию Единой России», с длинным списком тех, кто якобы уже накануне занял очередь. Охранник пропускал «кандидатов в кандидаты» только по этому списку, и попасть в комиссию справедливороссы смогли только после писем в Горизбирком и ЦИК, а также приезда председателя Горизбиркома Александра Гнетова и практически всей фракции СР в Законодательном собрании. В такой ситуации капризы со стороны Трусканова выглядят не вполне уместно. Впрочем, Геннадий Борисович говорит, что действительно отказался сдавать документы Левину.
— Изначально ИКМО приняла решение, согласно которому принимать документы могли только три человека: председатель, его зам и секретарь, — говорит Геннадий Трусканов, депутат Ленсовета 21-го созыва, один из наиболее радикальных демократов, а затем — многолетний глава муниципалитета «Автово». — Игнорировать это решение было нельзя (в противном случае могло оказаться, что документы сданы «ненадлежащему лицу», а это прямое основание для отказа в регистрации), хотя, естественно, считали его неправомерным. В дальнейшем выяснилось, что нашу позицию разделяют и члены Горизбиркома. Так, Дмитрий Краснянский в своем письме указал, что утвержденный ИКМО регламент работы нарушает права «неуполномоченных» членов комиссии. Но я это письмо увидел уже после сдачи документов. Еще позже — в ходе судебного заседания — выяснилось, что 2 февраля в 8.30 утра ИКМО провела заседание, на котором Левин также был наделен правом принимать документы. Правда, мы сидели у дверей комиссии с восьми утра и видели своими глазами, что первый из членов ИКМО появился там лишь в 9.30. Когда и как они умудрились провести заседание — загадка. Но, как бы то ни было, никакой информацией о новых решениях ИКМО мы не владели. Поэтому, когда Виталий Милонов (член «Единой России», председатель комитета ЗС по законодательству и заодно муж Евы Либуркиной, члена Горизбиркома) предложил мне сдавать документы Левину, я отказался, добавив, что когда-то у нас был личный конфликт и что у меня есть основания опасаться, что меня хотят подставить.

Долгая дорога в синагогу
Все дальнейшее Трусканов называет провокацией. По мнению Геннадия Борисовича, члены комиссии просто сговорились и дали ложные показания на суде — все, за исключением представителя КПРФ, которая заявила о том, что никаких антисемитских высказываний Трусканов не делал, а вот Левин, наоборот, пытался его завести. Трудно сказать, какое бы решение вынесла судья, если бы у сторонников Трусканова не было еще одного аргумента в его защиту.
— Меня защитник спросил: почему ты не хочешь представить суду свое свидетельство о рождении, где черным по белому написано, что ты еврей? — поясняет Геннадий Борисович. — Чтобы сразу стало ясно, что это бред. Я и правда отказался. Свою национальность я никогда не скрывал, хотя, впрочем, никогда и не афишировал — мне всегда казалось, что судить о человеке надо не по национальности, а по тому, что он собой представляет. Но на судебных заседаниях, конечно, об этом заходила речь: мои коллеги говорили, что достаточно глупо обвинять еврея в антисемитизме.
Правда, представитель одного из заявителей, требовавших снятия Трусканова — Евгений Луконенко, — считает, что одно другому не мешает:
— Можно быть русским и ненавидеть свой народ, — говорит он. — И еврей тоже может быть антисемитом.
В разжигании межнациональной розни он Трусканова уже не обвиняет, но по-прежнему утверждает, что тот унизил национальное достоинство г-на Левина. Луконенко не исключает, что вердикт районного суда будет оспорен, и разбираться в вопросе о том, является ли утверждение «ты еврей» унижением национального достоинства, станет Городской суд.
— Тут мне уже из синагоги звонят, предлагают помочь, — говорит Геннадий Трусканов. — Я, честно говоря, и не бывал там никогда, но сейчас, наверное, надо пойти. Может, чего присоветуют. Очень трудно доказывать, что ты не верблюд…
А тем временем Кировский районный суд продолжает рассматривать иски тех, кому ИКМО «Автово» отказало в регистрации — это все «справедливороссы», кроме двоих, Трусканова и Сергея Шестакова. Причины для отказа самые разные: нескольких кандидатов комиссия обвинила в том, что они открыли избирательные счета, но не положили на них деньги, а значит — не создали избирательные фонды (притом что кандидатам от парламентских партий не надо собирать подписи и деньги на счетах им потребуются лишь после регистрации). Четырех кандидатов суд уже обязал восстановить. Еще 13 дел ждут своей очереди. Выборы, как известно, назначены на 14 марта.

Виктория РАБОТНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА