Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Минотавр миллера поселится в александровском парке

4 марта 2010 10:00

Обширная территория Александровского парка — от задворок бывшего ортопедического института, вдоль Кронверкского канала и до театра «Балтийский дом» — может отойти структурам Газпрома, перестав быть общедоступной.

Отец макси-башни готовит родному городу очередной сюрприз: по его хотению вблизи Петропавловской крепости велено соорудить мини-город





Зона безопасности Газпрома
Первая скупая информация об этих планах просочилась в прессу пару лет назад, когда разработкой проекта занялась архитектурная мастерская семьи Трофимовых. Сообщалось, что примерно к 2010 году площадка, где с советских времен размещались детские аттракционы, «превратится в символический центр города». В масштабе 1:50 здесь будут воспроизведены известные петербургские архитектурные шедевры — «которые можно будет потрогать руками» — и появится памятник зодчим Петербурга. В 2008 году «Строительный еженедельник» извещал о том, что «рассматривается вопрос о выкупе земельного участка площадью примерно 12 га».
Для справки: площадь всего Александровского парка, включая зоопарк (и за вычетом Кронверка — пятен застройки Балтийского дома и зданий б. Ортопедического института), — 26 га. К территориям ЗНОП отнесено 16 га.
Тогда же газета сообщала о том, что экспертный совет Газпрома уже одобрил эскизный проект. Утверждалось также, что «в качестве экспертов, помимо представителей заказчика, выступили представители органов по охране памятников, главный архитектор и главный художник, а также губернатор Санкт-Петербурга».
«Валентина Матвиенко, безусловно, в курсе проекта и принимает активное участие в его продвижении», — уверял Сергей Трофимов.
Не в курсе до сих пор оставались горожане, равно как и профессиональные сообщества — в том числе Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. Валентина Матвиенко, будучи председателем совета, не сочла нужным вынести на его рассмотрение проект, который взялась продвигать.
Напомним, что территория Александровского парка имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Никакие его части не могут отчуждаться. И новое строительство здесь запрещено законом.
Вероятно, поэтому новый идефикс Газпрома представлялся на сайте мастерской Трофимовых как «одноэтажный парковый павильон, вырастающий из окружающего ландшафта». Но тут же обещалось оснастить его лифтами. Оговаривалось, что «вся территория мини-города задумывается как охраняемое пространство, работающее в круглосуточном режиме. В целях безопасности он будет закрыт для свободного доступа по принципу работы музеев».
Трофимов характеризовал проект как «архитектурно-познавательный центр», который смогут посещать «дети с ослабленным зрением, для которых мини-город предоставит возможность познакомиться ближе с историей Петербурга».

Архитектурный фастфуд
Наконец, на этой неделе эскизный проект «мини-города» обсудили узким кругом в Доме архитектора, на заседании секции ландшафтной архитектуры.
Сергей Трофимов рассказал, как Алексей Миллер, прогуливаясь как-то по Амстердаму, напоролся на скульптурную группу «Ночной дозор», установленную на площади Рембрандта. Работа, которую профессионалы относят к категории «фаст-арт» (искусство на бегу, по аналогии с фастфудом), произвела на главу Газпрома сильное впечатление. Волею случая и автор — московский скульптор Александр Таратынов оказался под рукой. Оба тут же сошлись во мнении, что чем-то подобным следует осчастливить Петербург. Затем, как выражается Сергей Трофимов, «скульптор выбирает нас». Даром что мастерская Трофимовых сроду не занималась собственно ландшафтной архитектурой. Это никого не смущает. «Парк или интерьер, хранилище музейное или еще что — нам без разницы, что проектировать», — признается Сергей Александрович.
Перелистав в уме известные живописные полотна, соавторы пришли к выводу, что никаких жизнеутверждающих сюжетов для воплощения в парковых скульптурных группах у нас нет: «Не бурлаков же на Волге отливать…» Сошлись на создании группы великих зодчих и примкнувшего к ним св. Петра. Его грузную сидящую фигуру уже изваял скульптор Дронов. «Такой получился религиозный символ в светском воплощении в парковом исполнении», — комментирует Сергей Трофимов. По задумке авторов, Святой Петр будет сидеть на выходе из зеленого лабиринта — что, должно быть, обеспечит эффект неожиданности любознательному туристу, настроившемуся было на рискованную встречу с Минотавром.
Восточных мотивов добавят деревца напоминающих сакуру курильских вишен. Нынешние газоны тотально замостят, трава будет выглядывать лишь по центру формируемых из плитки квадратов. Хотя, как предостерегает руководитель ландшафтной секции Андрей Рейман, такое мельтешащее чередование камня и зелени чрезвычайно сложно поддерживать в надлежащем виде — даже во французском парке «Ситроен» подобные элементы чуть ли не за один сезон пришли в упадок.
Уменьшенные копии известных зданий выполнят из бронзы. Уже готовы Исаакий, Зимний дворец и Главный штаб. Весь этот архитектурный компот щедро иллюминируют, обещают подсветить даже скамейки.
Андрей Рейман, похвалив проектировщиков за то, что они «сделали все, что могли, в той ситуации, в которую были поставлены», высказал сомнения в уместности данного комплекса на территории Александровского парка, который «и без того испытывает колоссальные перегрузки». По мнению Реймана, лучше было бы разместить все это, например, в парке 300-летия Петербурга. Оказывается, такой вариант предлагался архитекторами главе Газпрома, назывались и другие адреса (общим числом 12).
— Но Алексей Миллер захотел именно здесь, чтобы в центре города и рядом с Петропавловкой, — пояснил Сергей Трофимов.

Либо в мае, либо — по закону
Разработчики не смогли ответить на вопрос о том, существует ли хоть один юридический документ, санкционировавший всю эту самодеятельность. Ссылались лишь на полученное одобрение КГИОП, КГА и КБДХ, а также на некие поручения вице-губернаторов, в разное время курировавших данный проект: сначала это был Сергей Тарасов, затем Алла Манилова, теперь — Алексей Сергеев. Но, по заверениям Сергея Трофимова, на днях следует ожидать принятия «нужного» постановления городского правительства. Посыпались вопросы: почему проектирование вовсю идет, скульптуры отливаются, а никаких согласованных документов еще нет, почему проект не обсуждался на стадии идеи, почему Миллер диктует — кто и какие скульптурные работы делает, где их поставить, почему не было никакого конкурса, а скульптор по своему усмотрению выбирает проектировщиков? Вопросы, конечно, не по адресу. Архитектор лишь робко заметил, что «сейчас ситуация изменилась, и хоть какие-то документы готовятся, а два года назад об этом и не думали».
«Но паровоз движется, и он придет на нужную станцию», — уверенно заключил Трофимов. По его словам, глава Газпрома желал осчастливить Петербург своим подарком уже ко Дню рождения города. Но едва ли удастся поспеть к этому сроку с разработкой и утверждением всей документации по перепланировке парка, не говоря уж о ее осуществлении. В общем, либо по закону, либо к маю — примерно так определил сроки воплощения замысла Миллера архитектор.
А вообще все диктует воля «дарителя». Хотя, как пояснил Сергей Трофимов, дарит господин Миллер лишь скульптурную группу. Но все работы по реконструкции парка и его благоустройству, созданию достойного «подарку» окружения будут финансироваться из городского бюджета.
Однако нужна ли самому парку такая реконструкция? Ведь совсем недавно, к 300-летию Петербурга, она уже проводилась. Из городской казны тогда оплатили посадку 283 деревьев и 1974 кустарников, привели в порядок газоны, обновили ограждения, заменили освещение. Теперь, значит, меняй его по новой, а приведенные в порядок газоны заделывай плиткой (при этом существующая зелень сохранится процентов на 40, поясняют проектировщики).
По данным Сергея Трофимова, собственно «познавательный центр» займет около 1,6 га. На просьбу уточнить, отчего ранее заявлялось о 12 га (якобы выкупаемых Газпромом) и как сочетаются анонсируемое сооружение одноэтажного павильона с упомянутыми на его сайте лифтами, архитектор только замахал руками: да что вы, это ошибка какая-то. И уже на следующий день с сайта мастерской Трофимовых исчезла даже та скупая информация и пара картинок, что были там выложены раньше.

Ожидаемая экспансия
Эксперты допускают, что мини-город может стать лишь стартовой площадкой для дальнейшей экспансии сырьевого монополиста. Рядом, почти на берегу Кронверкского канала, находится газовая котельная ООО «Петербургтеплоэнерго». Установившаяся практика приватизации компаниями находящихся в их ведении инженерных объектов оценивается как весьма сомнительная. У города по разным причинам может отпасть необходимость в том или ином инженерном объекте, после чего имеющая на него право собственности компания вольна снести его и построить на участке нечто новое. Да, тут вступают в силу градостроительные законы — но слишком хорошо известно, как изобретательны чиновники Петербурга в сочинении обоснований всяческих отклонений и исключений.
С правой стороны бывшей площадки аттракционов — еще одно привлекательное «пятно», предоставленное в 2002 г. ООО «Интерком» под строительство шестизального кинотеатра. По инвестиционным условиям компания должна была давно ввести в строй готовый объект. Однако до сих пор работы так и не начались. В мае 2007 г. на заседании правительства Валентина Матвиенко распорядилась было участок отобрать и выставить на торги. Ей тогда пытался возражать Роман Филимонов, объясняя, что торги тут неуместны, ведь парк — это рекреационная зона. Но губернатор рассудила по-своему: «Мы же не собираемся там жилье строить или бизнес-центр, а кинотеатр — это место отдыха, так что можно». Согласно принятому к сентябрю того же года закону о ЗНОП эта территория за Балтийским домом в список охраняемых зеленых насаждений общего пользования не вошла. Однако она остается в границах объекта культурного наследия «Александровский парк», а потому не может выставляться на торги, равно как и застраиваться.
Впрочем, до торгов дело так и не дошло. Хотя инвестор уже многократно срывал установленные сроки, а действие принятого в октябре 2005 г. постановления истекло к марту 2007, ему вновь пошли навстречу. Через несколько дней после учиненного Валентиной Ивановной разноса дату реализации проекта опять перенесли — до 2008 года, «под жесткие юридические гарантии». Они, видимо, оказались недостаточно жесткими — строительство так и не началось. Но в апреле 2009 года решением Комитета по строительству сроки продлили в очередной раз — до конца июня 2010-го.
Хотя на момент принятия этого решения уже вступил в силу закон о границах и режимах охранных зон, отменяющий ранее внедренное понятие «лакун». Теперь участок без всяких оговорок относится к территории памятника «Александровский парк», и никакое строительство здесь невозможно.
Возможно, тут появился и другой интересант, желающий крутить здесь свое кино. У «Газпром-Медиа», кстати, уже к 2007 году на средства, вырученные от «взятого у природы», было прикуплено два кинотеатра в Москве и один — в Петербурге.
И нет никакой уверенности, что в дальнейшем на площадке за Балтийским домом не выстроят нечто еще — с лифтами и смотровыми площадками — под видом очередного «павильона».

Татьяна ЛИХАНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА