Аварийное родовое гнездо
Александр Завойко под портретом своего предка — адмирала
Блокадников в судебном порядке пытаются лишить квадратных метров в коммунальной квартире дома 52 по улице Марата, выгоняют из дома предков, имеющего статус памятника федерального исторического значения, в котором они прожили много десятилетий. Предлог — признание жилья аварийным.
Это симптоматично в год юбилея Победы, когда «наверху» бодро рапортуют о том, что успешно выполнен президентский указ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Вне отчета оказываются «подснежники», о которых чиновники и разного рода дельцы предпочитают помалкивать.
Альтернатива окраины
Выселению как могут противодействуют пожилые люди, муж и жена: Александр Михайлович и Евгения Александровна Завойко. Александр Михайлович — действительный член Российского Географического общества (РГО), блокадник, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель России, потомок прославленного адмирала, первого военного губернатора Камчатки, организатора и руководителя Петропавловской обороны 1854 года Василия Степановича Завойко.
— Это был человек, много сделавший для становления Российского военно-морского флота. Во Владивостоке адмиралу был поставлен памятник, его именем названы поселки, улицы, вулканы, мысы, — уточняет человек, которому предлагают убраться из квартиры, в которой некогда жили его предки и где он сам живет с самого рождения. — Это никак не вяжется с тем, что происходит сегодня: администрация Центрального района при непосредственном участии сомнительного инвестора любыми способами старается выселить нашу семью из дома предка.
— В приватизации нам отказано. Представители инвестора — ООО «Техтранс» продолжают запугивать, заявляя, что подгонят грузовик и насильно перевезут нас, причем в выражениях не стесняются, — дополняет безрадостную историю неоднократных попыток переселения его жена, Евгения Александровна. Она тоже блокадница и, кроме того, входит в число бывших узников фашистских концлагерей. В плен попала в 1942 году при попытке выбраться из блокадного города, когда мама пыталась спасти детей: ее и крохотного брата (в Лигово жила бабушка — в дореволюционные времена портниха царского театра)...
Евгения Александровна признается, что и сейчас чувствует себя как в плену. «Выселение из квартиры считаем неправомерным, — пишут они с мужем в разные инстанции, представляя полученные в ходе собственного расследования документы. — Считаем инвестиционный договор между районной администрацией и ООО «Техтранс» фальсифицированным, что подтверждается документально, даже расчетные счета «Технотранс» представлены в несуществующем банке. Причем и виды экономической деятельности компании ничего общего с квартирными делами официально не имеют: в официальной бумаге значится деятельность агентов по оптовой торговле прочими товарами, прочая оптовая торговля, прочая розничная торговля в специализированных магазинах…»
Но никакие аргументы на власть не действуют. Межведомственная комиссия Центрального района по-прежнему признает квартиру непригодной для проживания и подлежащей расселению. Похоже, чиновники не собираются брать в расчет то, что супруги Завойко располагают актами еще трех независимых экспертиз: две свидетельствуют о том, что жилплощадь можно ремонтировать поэтапно, без удаления жильцов, а третья признает, что квартира пригодна для проживания.
Интересно, что в марте 2010 года власти (не районные — городские) в официальном письме за подписью первого заместителя председателя Жилищного комитета М. Г. Орловой неосторожно опровергли позицию своих собратьев рангом пониже:
«В адресные перечни многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2005–2009 годах, указанный дом и квартира не включены.
Кроме того, документы о признании дома аварийным и квартир, непригодных для проживания, в данном доме для включения в проект Адресного перечня на 2010 год администрацией Центрального района не представлялись...»
Год тяжелый, не адмиральский
Несколько судов Завойко выиграли — казалось бы, им удалось доказать право на проживание в собственном доме. Но накануне победного мая районные власти преподнесли им очередной сюрприз: обратились с исковым заявлением в Куйбышевский районный суд об их выселении с предложением сомнительной альтернативы: квадратных метров в бывшем общежитии, расположенном на окраине города.
Интересно, что в квартире на Большевиков, 39, куда супругам было предложено переселиться, по данным компьютерного учета, остался ее владелец Гаврилов Андрей Аркадьевич, 1958 года рождения. «С этим мы тоже попытались разобраться, обратившись в паспортную службу Невского района, и получили справку, в которой не указано, куда убыл этот самый Гаврилов», — объясняет Евгения Александровна.
Вместе с тем супругам Завойко добровольно-принудительно посоветовали рассмотреть и вариант перемещения в собственном доме на улице Марата этажом выше, а на время ремонта занять квадратные метры на первом этаже — практически в полуподвальном помещении. Им объяснили, что апартаменты подготовлены… Насколько — об этом может судить каждый, кто переступит порог этого «обустроенного» для ветеранов жилища. Настоящие катакомбы! Чего стоит хотя бы унитаз без сливного бачка…
Пожилых людей, подвергшихся квартирным репрессиям, активно поддерживает Российское географическое общество — нынешний, 2010 год объявлен РГО годом Завойко. Но и это не помогает. Власть проигнорировала предложение РГО придать бывшей квартире адмирала статус мемориальной. Между тем свою инициативу Географическое общество объясняет тем, что Александр Михайлович на протяжении многих лет собирал экспонаты и раритеты, относящиеся как к семье прославленного предка, так и к другим известным представителям рода — то есть музей уже, по сути, существует. До 1917 года дом целиком принадлежал семье Завойко.
Запрос губернатору Валентине Матвиенко о неправомерности выселения супругов Завойко отправил и депутат Законодательного собрания Петербурга Сергей Малков. На что получил ответ, который заключается в простом перечислении этапов «большого пути» попыток переселить непокорных, без учета известных нюансов: например, непригодности вариантов, от которых Завойко отказывались.
— По сути, ответ — простая, бездушная, безликая отписка, — считает Малков. — Как были, так и остаются непонятными многие позиции. Нет документов о продаже ООО «Техтранс» в собственность Санкт-Петербурга квартиры на проспекте Большевиков. Апартаменты, в которые предложили переселиться, фактически нежилые, инвестором для проживания не подготовлены — кухня на подпорках, отключен газ. Другой вариант: квартира 7а на Марата, 52, для последующего переселения никогда не сможет быть признана жилой, поскольку она в нарушение СНиПов расположена под ванной с туалетом и не имеет даже окна, есть только узкая дверь на балкон. Что гарантирует в дальнейшем возможность выселения Завойко из дома. Нами проверено, что по бухгалтерским балансам ООО «Техтранс» за 2005, 2006 и 2008 год никакой деятельности организации не просматривается.
— Нынешний год оказался для нас особенно, непомерно тяжелым — прямо скажем, не адмиральским, — вздыхает Евгения Александровна Завойко. — Чиновники склонны обвинять людей в том, что они слишком на многое претендуют, и в нашем случае — тоже. На самом деле просто хотим спокойно дожить отпущенные нам годы. Из-за повышенной нервной нагрузки, которую обеспечивают желающие нас выселить инвесторы и чиновники, муж перенес тяжелую болезнь. Мне это все тоже непросто дается… Располагаем большим архивом, его нельзя считать просто семейным: предок Александра Михайловича, адмирал — значимая для российской истории личность.
Печальная тенденция: Петербург — столица стариков и криминала. Причем стариков становится все меньше, а криминала, наоборот, больше. Власть выселяет народ на окраины, активно освобождая центральные районы. Причем не берутся в расчет ни представляющие историческую ценность здания, ни судьбы людей.
Евгения ДЫЛЕВА
Справка «Новой»
Адмирал Василий Завойко во время Крымской войны (1854 год), командуя в чине генерал-майора сравнительно слабым гарнизоном Петропавловска, успешно отразил все попытки англо-французской эскадры захватить порт. За это был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени и переведен из чина генерал-майора в чин контр-адмирала.
В 1861 году, после возвращения в Петербург, был произведен в вице-адмиралы, в 1861-м — в адмиралы. В 1864-м награжден орденом св. Анны, в 1890-м — орденом св. Александра Невского.
В память о нем в 1911 году на Охтинской верфи в Петербурге была построена яхта «Адмирал Завойко».
P.S.Пресс-конференция, посвященная семье Завойко, пройдет сегодня в 14.00 в пресс-клубе «Зеленая лампа»