46 квадратных метров в конституционном поле
Cуд отнял у петербургского пенсионера Валерия Рагозина те 46 кв. метров земли, которые он отсудил у судей Конституционного суда РФ, лишивших его жилплощади в результате своего переезда в Петербург. Управление делами президента России и чиновники Смольного решили поселить служителей Фемиды на Крестовском острове — в том самом месте, где уже много лет в доме на улице Эсперова, 7, жил отставной моряк Рагозин. Городские власти быстро признали трехэтажку аварийной и определили под снос. Сегодня бездомный 63-летний мужчина требует снести двухэтажное здание в элитном охраняемом коттеджном поселке, которое построено на месте его бывшего дома и является, по мнению пенсионера, самовольной постройкой.
Валерий Рагозин у ворот судебного городка
2 июля Валерий Рагозин подал иск в Петроградский районный суд Петербурга. Он настаивает на сносе административно-хозяйственного корпуса судебного городка. Именно это здание возвышается сейчас на улице Эсперова, 7 — там, где раньше стоял жилой 12-квартирный дом, и именно его жильцы, насильно выселенные отсюда, категорично объявляют незаконным самостроем. Ответчики по делу — реставрационно-строительное предприятие «Раритет», Комитет по управлению городским имуществом и Управление делами президента РФ.
В марте «Новая» подробно рассказывала об этой истории (см. № 20 от 22.03). Капитан дальнего плавания, ветеран Балтийского флота (отдал ему 39 лет жизни), а ныне 63-летний пенсионер Валерий Рагозин остался без жилья, после того как было принято историческое решение о переносе Конституционного суда России в северную столицу и, естественно, о переезде сюда судей с их семьями. Московские вершители судеб облюбовали себе для проживания Крестовский остров. Место уникальное — красивое, спокойное, удобное, но — занятое. Препоной для строительства в приглянувшемся судьям квартале коттеджного поселка стал дом на улице Эсперова, 7, — объект культурного наследия, памятник архитектуры 1910 года постройки. Жители его совершенно не хотели переезжать на окраины, бросая свои обжитые гнезда, для постройки на их месте еще одного корпуса судебного городка. На тот момент (а это был 2006 год) домом уже управляло ТСЖ, которое в 2004 году оформило право собственности на землю под трехэтажкой.
Используя всевозможные средства, к концу 2007 года петербургские чиновники вынудили переехать с Эсперова, 7, всех жильцов дома, кроме одного — Валерия Рагозина. Мужчине принадлежали в доме две комнаты площадью ровно 46 квадратных метров. Он тоже соглашался сменить место жительства, только с одним условием — не дальше Крестовского острова. Однако именно здесь нормальное жилье или деньги, чтобы можно было купить в престижном районе хотя бы однокомнатную квартиру, ему так и не предложили. Вместо этого дом банально довели до аварийности, а затем снесли. Валерия Борисовича выставили на улицу. В чем был одет, в том и остался. Даже вещи не дали собрать…
Уже через две недели на месте разрушенной трехэтажки построили последний двухэтажный дворец — административно-хозяйственный корпус.
Рагозину не оставалось другого выхода, кроме как идти в суд, с требованием снести самовольную постройку — то самое здание в поселке для конституционных судей. Поскольку земля под ним и сегодня по-прежнему принадлежит ТСЖ: никто у товарищества участок под государственные нужды не изымал, принудительно не выкупал и разрешение на строительство здесь здания никто и не думал получать. Несмотря на это, в декабре 2009 года суд отказал истцу в удовлетворении его требований. Что, впрочем, неудивительно. Изумиться бы пришлось, если бы суд разрешил снос административного здания, на которое завязаны все коммуникации судебного городка, тем самым оставив судейские особняки без света, тепла и связи. Никто не осмелился лишить «небожителей» элементарных благ цивилизации. Вместо этого районный суд выполнил просьбу КУГИ о выделении Рагозину участка земли (площадью 46 кв. метров) там, где он раньше жил, — на Крестовском острове по соседству с административно-хозяйственным корпусом.
Валерий Рагозин, осмотрев свой надел, понял, что построить он тут ничего не сможет. Однако придумал выход: разместить на своем участке в судебном городке мобильный вагончик и жить в нем.
— Многие европейские бомжи живут в таких домах-вагонах, — объясняет отставной моряк. — Они шириной 2–3 метра и от 10 до 15 метров в длину. Внутри есть одна комната, кухня, туалет, душ. Жить можно. Лучше, чем на улице...
Валерий Борисович уже присматривал себе вагончик, когда в конце мая 2010 года Городской суд Петербурга отменил решение Петроградского районного суда о предоставлении Рагозину 46 кв. метров земли рядом с коттеджами конституционных судей. Пенсионер-бомж опять оказался ни с чем. В июле будет уже два года, как он скитается по друзьям и знакомым. Чтобы получить свой законный угол, 2 июля 63-летний инвалид ввязался в очередную судебную тяжбу.
— Теперь, поскольку суд так и не удовлетворил требование КУГИ о выделении истцу земельного участка, у Валерия Борисовича вновь появилось законное право добиваться сноса самовольной постройки, — говорит адвокат истца Евгений Баклагин. — По закону Рагозин должен получить взамен утраченной недвижимости и жилье — площадью 46 кв. метров или компенсацию, и землю — причем не часть участка, а весь, который находился под домом, — 979 кв. метров, так как это по сей день собственность ТСЖ. Я прекрасно понимаю, что это дело затянется не на один год. Поскольку в нашей стране суд и закон — далеко не одно и то же.
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА