Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Последний аэродром

5 июля 2010 10:00

Легендарная летчица, единственная в СССР женщина-командир крупнейших транспортных самолетов, в 93 года оказалась брошена родственниками, властями и доживает в Павловском доме ветеранов





Летчик в бигудях
Ольга Лисикова родилась 7 ноября 1916 года в семье учителя и домохозяйки, а в 1920 году с родителями перебралась в Петербург. С раннего детства отличалась неуемной энергией, задором и смелостью. Какими видами спорта она только не увлекалась: плавала, прыгала с вышки, бегала на лыжах, даже грешила футболом! Азарт и дерзкая бесшабашность у нее в крови.
— Оля даже в авиашколу им. Баранова попала из-за своего неуемного характера, — раскрывает семейные секреты близкий друг Ольги Лисиковой, известный писатель и прозаик Михаил Николаевич Кураев. — Она узнала, что авиашкола им. Баранова проводит первый набор девушек по профессии пилота. В объявлении было сказано: проезд и проживание — бесплатно.
Недолго думая, Ольга Михайловна собрала компанию подруг, и они все вместе отправились в летную школу. По окончании учебы, к удивлению, Оля сдала все экзамены на отлично.
В 1937 году начальник тренировочного отряда Георгий Семенов сам позвонил командиру 31-го отряда, который обслуживал маршрут Москва — Ленинград, и порекомендовал Ольгу Лисикову. Порекомендовал взять пилотом — девушку!
Для Лисиковой решили устроить проверку и дали задание совершить полет Ленинград — Москва и обратно. Она справилась. Командир 31-го отряда не сделал ни одного замечания.
Затем Ольга Михайловна стала «матричницей» — доставляла из Москвы в Ленинград матрицы центральных газет. Облачность, туман, дождь или снег — нелетной погоды для них не существовало. Хрупкая, миниатюрная, внешне очень напоминающая Любовь Орлову женщина стала полноправным пилотом.
Стоит отметить, что все лично знакомые с Ольгой Михайловной как один говорят о ее грации и утонченности, несмотря на тяжелую профессию. Когда самолет Лисиковой садился, то все бортмеханики знали, что трап нужно подавать чуть погодя. Дело в том, что когда она садилась за штурвал, то накручивала на голову бигуди, затем надевала берет и наушники. По приземлении ей нужно было поправить прическу.
Всегда ходила в платьях, поскольку считала, что они придают ей женственность. Для себя она сшила специальное платье, в котором было удобно передвигаться. Как рассказывает Михаил Кураев, оно было «в талию», юбка чуть расклешенная, а погоны можно было пристегнуть или снять.

400 боевых вылетов
В финскую войну 22-летняя Ольга вовсю летала на санитарном самолете с открытой кабиной. За окном — зима, в самолете — раненые на носилках. Приходилось сажать транспортное средство прямо на лесные поляны, или того хуже — на лед.
Летом 41-го Ольга Михайловна на санитарном самолете СП-2 смогла маневрами перехитрить погнавшийся за ней вражеский мессершмит, несмотря на то что на его борту находились пушка и пулеметы.
Осенью она потеряла мужа — Василий Лисиков, тоже пилот, не вернулся с задания, когда вез горючее для танкистов, попавших в окружение. После чего Ольга Михайловна захотела стать командиром большого транспортного корабля, как ее муж.
В мужском коллективе ей пришлось нелегко — приходилось все делать вдвойне лучше, больше заниматься, чтобы освоиться и стать своей.
Окончив обучение, ее направили в 10-ю дивизию авиации особого назначения. Прием для нее организовали «теплый» — в первый же день решили отправить на точку, чтобы, так сказать, развеять все облака.
Но Лисикова и тут справилась. Как она позже признается, ей было некогда бояться! По окончании задания получила высокую оценку и аттестат на звание командира корабля. Так Ольга Лисикова стала первым в СССР командиром транспортного самолета. Она совершала рейсы во вражеский тыл по заданию ГРУ, привозила продовольствие в блокадный Ленинград, эвакуировала детей, летала в осажденный Севастополь, к партизанам. В общей сложности совершила более 400 боевых вылетов, все боевые машины и пассажиры остались целыми, чего не сказать о ней самой.

Расставание с небом
В конце войны Ольгу Лисикову отправили на три месяца в Арктику на спецзадание. Это окончательно подорвало здоровье легендарной летчицы. Дело в том, что все происходило на высоте 5 тысяч метров, а на Ольге Михайловне не было кислородной маски. Таких масок не было и на борту самолета. Кабины были негерметичны, кислорода на высоте катастрофически не хватало.
Однажды Ольга потеряла сознание прямо на Невском проспекте. Диагноз врачей: недостаток кислорода в крови. Почти год она провела в постели и в 30 лет вышла на пенсию. С небом пришлось распрощаться, и как показало время — навсегда.
Судьба преподнесла Ольге Лисиковой множество сюрпризов. Летчица вышла второй раз замуж, а потом выяснилось, что ее первый муж вовсе не погиб, а попал в плен и бежал. Но это не смогло нарушить брак со вторым супругом, который ушел раньше нее. Дочь Ирина попросила переписать на себя квартиру, дачу и машину, а затем уехала в Германию к мужу, попросту обобрав мать. Как-то любимая дочь сказала Ольге Михайловне: «Ты за родину жизнь отдала? Вот пусть тебя теперь родина и содержит!»

Чиновничья стена
Справедливости ради стоит заметить, что и родина не особо заботится о человеке, который ее защищал. Правда, в 50-летие Победы на Поклонной горе среди портретов прославленных летчиков появилось и фото Лисиковой, а в 2002 году Ольга Михайловна была награждена почетным знаком Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга» наряду с Даниилом Граниным, поэтом и прозаиком Михаилом Кураевым и другими видными жителями города.
Знаки внимания — вещь приятная, да вот только нужно пожилой женщине сейчас совсем другое. Ольга Михайловна последние несколько лет находится в Павловском доме ветеранов. Женщина почти перестала видеть и слышать, с трудом говорит. Индивидуальных сиделок тут не предусмотрено, только дежурные медсестры. Само по себе заведение одно из лучших в России: больные могут гулять по аллеям в парке, посещать концерты, проходящие в Доме ветеранов, а вот лежачие такой возможностью обделены.
Ольга Михайловна остро нуждается в ночной сиделке, но это «удовольствие» стоит больших денег, которых, по понятным причинам, у пенсионерки нет. С недавних пор судьбой легендарной летчицы занимается Музей гражданской авиации под руководством Натэлы Сафроновой, которая много лет знала Ольгу Михайловну.
— Я всегда поддерживала Лисикову, но когда узнала, что заведующая отделением якобы с разрешения Лисиковой сняла у нее деньги — решила законным путем (через доверенность) опекать Ольгу Михайловну.
Куда только Натэла Михайловна не обращалась! Даже на экскурсиях в музее сотрудники искали добровольцев. Нашлось среди гостей трое, кто согласился за символическую плату днем по очереди сидеть с Ольгой Михайловной. Оплата услуг складывается из пенсии летчицы, а также помощи аэропорта Пулково. В июле заканчивается договор с аэропортом…

Сиделка в два счета
«Обеспечить круглосуточной сиделкой Лисикову О. М., а также оказывать ей психологическую поддержку психотерапевтом, к сожалению, не представляется возможным», — отвечает на письмо вице-губернатор Людмила Косткина.
На просьбу содействия в приобретении слухового аппарата (средняя цена 15 тыс. руб.) зампредседателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Буйневич и замглавы администрации Пушкинского района ответили почти одинаково: «Учитывая размер среднедушевого дохода, нахождение на полном государственном обеспечении отсутствие документального подтверждения понесенных затрат… не представляется возможным».
Однако стоило Натэле Сафроновой сослаться на имя председателя Комитета по социальной политике Александра Ржаненкова, как он сам связался с ней и предложил вместе навестить Ольгу Михайловну.
— Я настолько устала от лживых отписок заместителей и исполнителей, что с радостью согласилась, — говорит Сафронова.
Как рассказывает Натэла Михайловна, чиновнику хватило нескольких минут, чтобы оценить всю критичность ситуации. Затем он сделал пару звонков, после чего у Ольги Лисиковой появилась ночная сиделка. Когда публикация готовилась к печати, Натэла Сафронова сообщила, что благодаря Ржаненкову у Ольги Михайловны появился обещанный слуховой аппарат.

Живая легенда
Дом ветеранов находится практически в самом сердце Павловска. Тихий скверик, вдоль которого растянулись скамейки с обитателями пансионата. У входа охранник лениво спрашивает: «К Лисиковой? Проходите».
Стол, шкаф, кровать и два стула — интерьер ветерана незамысловат. Я застал ее и сиделку Дилору за ужином. Ольга Михайловна так обессилела, что даже не могла держать в руках кружку.
— Кормим с ложки, а пить даем из специальной емкости, — делится сиделка.
На стенах комнаты висят фотографии боевой славы Ольги Михайловны, на полочке красуется письмо президента Медведева. Сиделки рассказывают, что Лисиковой приятно получать письма и телеграммы, их ей всегда зачитывают.
Дилора сама изучала историю воздушной авиации и не понаслышке знала о подвигах Ольги Михайловны.
— Я когда узнала, за кем буду ухаживать, даже не поверила, — делится Дилора. — Неужели та самая Лисикова? Это ведь живая легенда!

На коленях перед летчицей
В 44-м году под Львовом упал американский самолет. Лисикову отправили на помощь. По завершении операции руководитель спасателей склонил перед Ольгой голову и пообещал: «Если когда-нибудь понадобится помощь — дай знать, и американцы как один встанут на твою защиту». Прошло много лет, и в 2008 году пришло письмо от подполковника Майкла О’Хары, начальника отдела по делам военнопленных и пропавших без вести. Он хотел навестить Лисикову в Доме ветеранов в один из своих визитов.
И действительно приехал. Майкл опустился на колени перед легендой авиации и так простоял всю встречу.

«Летать можно!»
Несмотря на все доблестные заслуги, Лисикова так и не получила звание Героя Советского Союза.
Натэла Михайловна считает, что Лисикова до сих пор ждет признания со стороны родины, которую она защищала. Потому сотрудники музея сейчас пытаются добиться присвоения Ольге Михайловне хотя бы ордена «За заслуги перед Отечеством».
— Для пожилого человека это будет огромный толчок энергии, придаст ей силы, — уверена Сафронова. — Она спасала жизни детей, бойцов Ленинградского фронта — она это заслужила!
Удивительно, но в свои 93 года Лисикова до сих пор… в ожидании полета.
— Я приехал 9 мая поздравить ее с Днем Победы. Ольга Михайловна надела свой мундир с орденами, и мы выкатили ее на инвалидной коляске в холл пансионата, — рассказывает Михаил Кураев. — Когда подкатили ее к окну, она посмотрела на улицу и что-то произнесла. Я наклонился, чтобы переспросить. «Лететь можно!» — бодро крикнула Ольга Михайловна. Это была не 93-летняя женщина в Доме ветеранов. Это была та бесшабашная молодая Лисикова, которой на роду было написано летать.

Михаил СТАЦЮК