Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Крепостные XXI века

12 июля 2010 10:00 / Политика

Ничего не объясняющее словцо «дедовщина» давно набило всем оскомину. В новой книге вещи впервые называются своими именами: облавы на призывников — захватом пленных, бесплатное строительство генеральских дач — феодальным правом, а их владельцы — банальными рабовладельцами.

Вышла в свет «Черная книга» — совместный проект Новой газеты и «Солдатских матерей» Петербурга — об армейских метастазах крепостного права и путях его преодоления
 


 

Получить книгу можно бесплатно в офисе РОПО «Солдатские матери Петербурга» по адресу: ул. Разъезжая ,9
Получить книгу можно бесплатно в офисе РОПО «Солдатские матери Петербурга» по адресу: ул. Разъезжая ,9


Не без позитива
Стоило объявить о презентации книги, как военные и гражданские власти дружно обратились… с просьбами о бесплатных экземплярах. Если верить появившимся в интернете отзывам, то причина такого интереса проста: анализируя ситуацию в армии, автор пытается ответить не только на вопрос, кто виноват, но и на гораздо более сложный — что делать.
«Один прокурор сказал: всегда считал «Солдатских матерей» врагами, но в конце концов понял, что мы друзья. — Эти слова Эллы Поляковой в числе тех мест книги, что удивили даже подготовленных читателей. — А понял он это, когда увидел, что наша работа основана только на законе, и когда убедился, что мы не вымогаем ни у кого денег. Они уже видят, что им самим часто выгодна наша организация и что с нами надо сотрудничать. Поэтому окружной прокурор ЛенВО попросил своего помощника бывать у нас регулярно. Теперь три раза в неделю мы даем ему задание!»
Что ж, в природе подобное сотрудничество называется
«симбиоз»: например, крокодил не только не ест птичку, обладающую умением выковыривать остатки мяса у него из зубов, но и нарочно приоткрывает для нее пасть. Иначе зубы заболят… и будет хуже.

Территория беспредела
Книга вскрывает гигантский механизм грабежа и вымогательств, где дедовщина — часто в первую очередь средство для выбивания денег.
• Проявления дедовщины — неотъемлемое свойство любой армии. Но только в российской армии она представляет собой не нарушение дисциплины, а варварскую форму ее поддержания:
«Мы спали по два-три часа в сутки. Сержант отобрал у меня банковскую карту, заставил сказать код и снял с нее деньги — 400 рублей».
«Постоянно отбирали деньги, что я высылала сыну. Сержант требовал, чтобы солдаты, получив деньги, не тратили ни копейки, т. к. должны собрать ему на сотовый телефон. За три месяца у моего сына украли в части три телефона. Я поговорила с полковником — вроде по-хорошему, — но стало еще хуже, сына прозвали «красным»…
В армейский жаргон слово «красный» попало из тюремного. Но если в тюрьме «красный» получает за свое сотрудничество какую-то защиту, то в армии это клеймо означает лишь одно — путь на нижнюю ступень иерархии без возможности вернуться.
• Ослабление вымогательств происходит только после того, как будет произведена денежная выплата дедам — 4000 руб. и произведена церемония «посвящения» — торжественная порка по голым ягодицам. После этого разрешают получать посылки и даже… пользоваться туалетной бумагой.
«Сержант Халупин сказал мне, что я ему должен 7500 рублей. Я ответил, что у меня нет таких денег, на что мне сказали, что если я с зарплаты не верну, то меня повесят и скажут, что повесился сам, или закопают в лесу и скажут, что убежал в самоволку».
• Люди, отслужившие в армии, принимают такое феодальное рабовладение как нечто естественное для жизни в России — иначе им пришлось бы признать, что они и сами подверглись необоснованному насилию и подвергали ему других. Переход к общечеловеческой системе ценностей для них связан с серьезной ломкой психики.

Лечить от правдивости
• Владимир Иванов сам рвался в армию — ему хотелось служить. Но служба продлилась недолго. «Меня избили ногами, нанеся ЧМТ и перелом позвоночника, другому солдату сломали ногу за то, что не нашел денег. Потом мне поставили 4-ю степень суицидности; предложили обследоваться в «Гражданским центре», но это оказалась психбольница. Там меня кормили таблетками — какими, не говорили. От них как будто под ногами все плывет, в голове мутнеет. Мозг отключается».
• «Сняли одежду и угрожали изнасиловать саперной лопаткой. Это хотел сделать ст. лейтенант Канаш. Потом опять измазали в зеленке, а на теле написали: «Я преступник». А еще избил комроты штык-ножом по голове. Снова побрили не только голову, но и брови, и надели наручники с гирей. Я попытался покончить с собой. Потом ст. лейтенант Канаш стал читать мою медкнижку, и когда увидел, что я рассказал врачам, которые меня спасли, правду, он избил меня и отправил в психбольницу».
• Карманные психиатры позволяют армейским преступникам избавиться от уголовного преследования: чем более ужасные вещи рассказывает пострадавший, тем скорей психиатр объявит его сумасшедшим. Главный принцип карательной психиатрии — назвать человека больным за то, что он рассказывает все, что было на самом деле. Тебя били? Издевались? Разрисовали зеленкой? Ах, даже грозили изнасиловать саперной лопаткой?! Ну-ну…
И не дай бог «пациенту» возмутиться, что ему не верят! Это будет доказательством его «неадекватности». То есть сумасшествия.
Дмитрий Медведев, уволенный и ограбленный
Книга показывает, что в такой системе нет выигравших. Офицеры страдают от нее не реже солдат:
• «Большинство современных армий мира первоначально сформировались в условиях феодализма и до сих пор имеют многие черты общества, построенного на феодальных принципах. Это — деление личного состава на «низший» (солдаты-простолюдины) и «высший» (офицеры-дворяне) классы. Это подчинение приказам — даже в том случае, если оно может привести к смерти исполнителя. И наконец, это достойное вознаграждение за верную службу. Раньше короли одаривали преданных им дворян землями. Теперь щедрые государства не стесняются поощрять своих офицеров домами или квартирами. Однако российская армия не выдерживает проверки даже на феодальное устройство.
Пример тому — история Дмитрия Медведева, с которого суд потребовал отказаться от положенной ему за честную 9-летнюю службу квартиры. Ведь жизнь человека, каковы бы ни были его заслуги, ничего не значит; и его достоинство ничего не стоит. Российская армия в очередной раз подтверждает: основной принцип ее внутреннего устройства — рабовладение.

Тыловое крысятничество
Август-2008 — тестовый момент для ВС РФ. Он вскрыл страшное.
• «Больше половины убитых во время войны — срочники, отслужившие до нее по полгода или меньше. Они не только зря гибли, но иногда по своим стреляли, никто ведь из них не обучен еще был. Связи не было, непонятно, что происходило».
• «Потом к нам приехал полковник и был страшно возмущен: «Ваши машины взорваны — так почему вы живы?!
Кроватей нет. Мы сами сено принесли, устроили себе лежки. До этого и палатки не было, спали в земле — в окопах, под бушлатами. Через неделю сказали: «Бензина нет, чтобы возить вам еду». Сами ходили в села, искали продукты. Здесь живут нормальные люди, грузины, помогали нам чем могли. Два раза сюда приезжали медички. Но у них ни лекарств, ничего нет.
При норме 240 банок тушенки закладывается 100. При этом в Цхинвали ею откуда-то стали забиты все магазины».
Солдаты рассказывают, как нарастал грабеж, как их отказались приравнять к участникам боевых действий, как не выплачивали командировочные, положенные при службе в другом государстве, как не ставили в военных билетах отметки о нахождении в ЮО, без которых доказать, что ты там был, почти невозможно. И как не отпускали на волю дембелей, заставляя служить еще месяц за месяцем. Прочитав всю подборку военно-тылового мародерства, перестаешь удивляться появлению в рядах ВС РФ перебежчиков:
• «По телевизору, с больших трибун обещали платить по 54 доллара в сутки, и это грело душу, когда мы по колено сидели в грязи и, не переставая, копали окопы. На построении полка замком СКВО Вербицский неоднократно объявлял, что за каждые сутки в ЮО нам начисляется по 54$ суточных, и за такие деньги мы должны работать день и ночь — что мы в принципе и делали.
А потом стало ясно, что нас обманули, во что так не хотелось верить: издали задним числом постановление, что ЮО давно не является зоной вооруженного конфликта, а нам положено в день по 16 долларов. Все иски по выплате суточных по 54$ не были удовлетворены. Так же получается с полевыми».
• Когда империя разваливается, лучший способ, чтобы отвлечь внимание людей от тех, кто на этом жиреет, — это устраивать войны. СССР воспринимало себя как государство-гарнизон, окруженная врагами крепость. Сейчас эту иллюзию вновь начали активно навязывать народу.
— И что, война будет?
— «Искандеры» поставлены в ЛенВО. Это значит, что армию готовят к войне с Европой, с НАТО. Сейчас в военном ведомстве борются две силы. Одна, более трезвая, осознает, что реально, а что нет. А вторая — реакционная, совмещенная с коррупционной — хочет устроить войну. Потому что война — это нажива.
Военная концепция до 2020 года, которую подписал Путин, она достаточно страшная. Будет ли война? Сейчас многое зависит от нас: от правозащитников, от гражданского общества. Ведь пока неизвестно, куда повернется страна. А военные — они тоже смотрят на нас и ждут, что мы будем делать.
Как справиться с проблемой использования рабского труда в армии и сколько нужно солдат, чтобы тысячу генералов прокормить, спорят в «Приложениях» военные эксперты. Сходятся в одном: нам всем пора спасать нашу армию. Как сказала на презентации «Черной книги» в Институте региональной прессы председатель «Солдатских матерей Петербурга» Элла Полякова, «нужен не косметический ремонт, обещанный сейчас, а капитальный». Все зашло слишком далеко.
• После августа-2008 Медведев подписал документ о «новом облике» ВС РФ. Хотя армии скорее нужно новое содержание, — объясняет профессор Виталий Цымбал. — Коррупция уже поглощает все. Например, в Чечне можно было наносить высокоточные удары по штабам террористов. А когда на одной чаше весов возможность нанести удар дорогой авиационной ракетой, а на другой — выгодно продать эту ракету за рубеж… результат понятен.

Анатолий ЗАОСТРОВСКИЙ