Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Внелечебная расправа — 2

19 июля 2010 10:00

«Новая» продолжает следить за развитием дела осужденного Вячеслава Королькова*, который умер в тюремной больнице им. Газа 10 мая этого года (см. № 46 за 2010 год). Несмотря на многочисленные факты нарушений, вскрытые отцом погибшего, следственный отдел по Центральному району отказал ему в возбуждении уголовного дела.

Смерть осужденного не рассматривается как «событие преступления»





Диагностическая ошибка
Вячеслав Корольков был осужден на четыре года за распространение наркотиков. Попав в колонию со множеством обычных для наркомана заболеваний, он умер за год до истечения срока — от отека мозга, который развился из-за туберкулеза, полученного им в заключении.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела «в связи с отсутствием события преступления» значится следующий посмертный диагноз Королькова: «ВИЧ-инфекция в стадии СПИД, туберкулезный менингит». Это в принципе совпадает с выводами официального патологоанатомического заключения.
Однако независимый эксперт из ООО «Бюро независимой экспертизы «Версия», который присутствовал на вскрытии, делает выводы, на основании которых можно заподозрить, что «событие преступления» все же имело место: «Диагноз «туберкулез легких с учетом обнаруженных изменений, характерных для поздних стадий туберкулеза» был установлен только в период последней госпитализации незадолго до смерти, что свидетельствует о поздней диагностике данного заболевания и имеет перспективу отдельного исследования для установления врачебной диагностической ошибки на более ранних этапах проведения лечебно-диагностических мероприятий. В случае установления диагностических ошибок (например, при плановой флюорографии и в период других госпитализаций) следует констатировать факт невыявления у Королькова В. С. туберкулеза, что не позволило начать лечебные противотуберкулезные мероприятия в более ранний срок».
— Сын умер 10 мая, а заболел еще в сентябре 2009 года! — рассказывает отец погибшего, Сергей Корольков. — Он много раз требовал госпитализации, но его направили в больницу только в середине марта, и то после перевода в другую колонию.
Самое интересное, что даже после госпитализации в больницу Газа 15 марта… туберкулеза у Вячеслава не нашли! И уже 22 марта выписали…
— Из амбулаторной карты мартовской госпитализации видно, что сыну вообще не делали флюорографию! — возмущается Сергей Павлович. — А может, просто она из карты пропала? И Славу выписали, зная, что он умрет в колонии — чтобы замести следы?
Корольков-старший считает виновниками смерти сына врачей, которые отвечали за состояние осужденных в ИК-4, в течение полугода отказывавших осужденному в госпитализации, и врачей больницы, которые не нашли туберкулеза — за два месяца до того, как Вячеслав умер из-за проникновения болезни в мозг.

5 ненужных миллионов
Адвокат Королькова Иосиф Габуния обратился к руководителю следственного отдела по Центральному району с жалобой на постановление об отказе в возбуждении дела.
«Из медицинских документов, из объяснения Королькова С. П. и Королькова В. С., из протокола патологоанатомического вскрытия трупа, из рапорта оперуполномоченного оперотдела ФБЛПУ ОБ им. Газа, из заключения специалиста бюро независимой экспертизы «Версия» следует, что смерть Королькова Вячеслава Сергеевича наступила в связи с несвоевременным лечением от туберкулеза легких», — пишет Иосиф Тогоевич.
Жалоба была подана 1 июля. Как устанавливает ст. 124 УПК РФ, срок ответа на нее — 3 дня (10 дней, если нужно запрашивать дополнительные документы, но уведомить заявителя об этом все равно нужно в три дня). Однако на момент публикации никакого ответа от следственных органов не получено.
— Я предполагаю, что на жалобу в любом случае ответят отказом, — рассказывает Сергей Корольков. — Напишут, что, мол, умер от СПИДа — и все. Туберкулез действительно развивался на фоне ВИЧ, но это не значит, что его не надо было даже попытаться лечить! Кроме того, ухудшение СПИДа у сына тоже лежит на совести Службы исполнения наказаний (ГУФСИН)!
На прошлой неделе Сергей Павлович направил жалобы в Минюст и прокурору Петербурга Зайцеву: «В 2009 году ГУФСИН по СПб и ЛО были закуплены медицинские препараты на сумму 5 миллионов рублей для оказания медпомощи ВИЧ-инфицированным осужденным (получение высокоактивной антиретровирусной терапии находящимся в учреждениях системы исполнения наказаний на территории СПб и ЛО в рамках нацпроекта «Здоровье»). В настоящее время у большого количества препаратов истек срок хранения, и таким образом они не были использованы по назначению. Это произошло потому, что между ГУФСИН по СПб и ЛО (начальник медуправления здравоохранения Жигулина С. Г.) и соответствующими органами здравоохранения СПб и ЛО не был заключен договор о взаимодействии в данном вопросе. Поскольку в системе ГУФСИН нет необходимого количества соответствующих специалистов, в первую очередь — врачей-инфекционистов и оборудования. В результате лица, находящиеся в местах лишения свободы, не получили своевременную медицинскую помощь и их состоянию здоровья нанесен непоправимый вред, а денежные средства израсходованы впустую».
Информацию о том, что 5 миллионов выкинуты на ветер, Корольков получил неофициально — поэтому она требует проверки. Однако если предположить, что его сведения верны… может, лекарства постигла иная судьба? Вдруг договор не был заключен нарочно, чтобы сумму, якобы на них потраченную, можно было безнаказанно списать?
Так или иначе, Сергей Корольков не перестает надеяться, что дело все-таки будет возбуждено и виновные в гибели его сына люди понесут наказание. «Новая» будет следить за развитием событий.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Карикатура Виктора БОГОРАДА