Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«сам себе не прощу»

5 августа 2010 10:00

Куйбышевский районный суд Петербурга 2 августа вынес приговор 58-летнему Юрию Мазину — водителю автобуса, наехавшего на остановку общественного транспорта на перекрестке Невского проспекта и улицы Восстания в феврале этого года. Тяжелый ЛиАЗ снес рекламный щит, которым насмерть придавило двух женщин, проехал еще более десяти метров и только после этого остановился. С серьезными ранениями в реанимацию попали двое пострадавших. Всего, по данным медицинского пресс-центра, травмы различной степени тяжести получили 11 человек. Суд признал Мазина единственным виновным в произошедшем и отправил отбывать срок в колонию-поселение.

Главного виновника в трагедии на Невском проспекте осудили на 3,5 года



Следствие без оглядки на неисправность
«Новая» рассказывала (см. № 8 от 04.02.2010 года) о страшном ДТП, случившемся на автобусной остановке напротив дома 106 по Невскому проспекту 3 февраля — в один из тех зимних дней, когда петербургские коммунальные службы безуспешно боролись с последствиями снегопада. Около пяти вечера рейсовый автобус маршрута № 15, принадлежащий ГУП «Пассажиравтотранс», объезжал стройплощадку торгово-офисного центра «Стокманн» на углу Невского проспекта и улицы Восстания. Видимо, не справившись с управлением, неожиданно, даже не затормозив, ЛиАЗ вылетел на тротуар, где в тот момент находилось не менее двадцати пешеходов. Очевидцы рассказывали: машина врезалась в остановочный павильон с такой силой, что ее развернуло на 180 градусов. Как объяснял водитель, у него отказали тормоза, и он вынужден был тормозить колесом о поребрик, но в итоге не смог избежать выезда на тротуар.
— Задние колеса плохо притормаживали, — говорил Юрий Мазин на допросе, — применение экстренного торможения на неубранной дороге могло привести к заносу с еще более непредсказуемыми последствиями, а попытка затормозить о поребрик оказалась неудачной из-за наледи.
Две женщины (22 и 37 лет) погибли на месте. Девять человек (в том числе двое детей и беременная женщина) были доставлены в городские стационары.
4 февраля по факту ДТП следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Единственным подозреваемым сразу оказался водитель «Пассажиравтотранса» Юрий Мазин, имеющий 32-летний стаж работы за рулем, из них 27 лет — в пассажирском автотранспортном предприятии.
Версию о неисправности машины следователи не принимали в расчет изначально:
— Техническое состояние автобуса экспертиза признала удовлетворительным. Все механизмы на момент аварии работали нормально, — в интервью «Новой» заявил представитель главного следственного управления ГУВД Андрей Пиликин.

4 миллиона потерпевшим
Однако защита водителя оспаривала заключение экспертов:
— Следствие усматривает в действиях Мазина нарушение правил дорожного движения — пункт 10.1 ПДД. Однако, наряду с объективными факторами, приведшими к трагедии, есть и косвенные, — утверждал в суде адвокат обвиняемого Владимир Гарнин. — Техническая экспертиза, обследовавшая машину, обнаружила, что рулевое управление, тормозная система и канал управления двигателем автобуса находились в неисправном состоянии. Причем эти неисправности образовались до аварии. Кроме того, колеса автобуса имели разный рисунок протектора. Состояние проезжей части также оставляло желать лучшего — качество уборки не соответствовало требованиям, что тоже могло стать если не решающим, то немаловажным фактором, приведшим к ДТП.
По мнению адвоката, все это не снимало вины с водителя автобуса, но могло смягчить ее.
Впрочем, оргвыводы по следам трагедии сделали задолго до окончания следствия, и больше их не пересматривали. 16 февраля 2010 года (спустя две недели после страшного происшествия на Невском проспекте) был уволен генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс» Александр Дацюк. А само предприятие 27 марта арбитражный суд оштрафовал на 35 тысяч рублей. Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора требовало приостановки деятельности «Пассажиравтотранса», однако суд счел эту санкцию чрезмерной.
В мае в Куйбышевский суд передали уголовное дело в отношении Юрия Мазина. К той поре следователи уже окончательно отвергли версию о технической неисправности автобуса. В итоге водитель полностью признал свою вину по предъявленному обвинению.
— Сам себе я этого никогда не прощу, — 2 августа, выступая с последним словом, сказал Юрий Мазин, и еще раз принес соболезнования пострадавшим и родственникам погибших.
— Важно, что у пострадавших нет претензий к водителю, — по окончании процесса подчеркнул Владимир Гарнин.
Потерпевшие не подали ни одного иска о взыскании денег лично к подсудимому, в то время как ГУП «Пассажиравтотранс» по решению суда предстоит выплатить пострадавшим еще 1 миллион 800 тысяч рублей, помимо тех 2 миллионов 200 тысяч, которые уже выданы в качестве компенсаций затрат на лечение и похороны.
2 августа, через полгода после трагедии, Куйбышевский районный суд вынес приговор Юрию Мазину: 3,5 года лишения свободы в колонии-поселении. Кроме того, он еще на три года лишен права управления транспортным средством. Под стражу подсудимого брать не стали: зал суда Мазин покинул самостоятельно. Ему дали три дня на сборы. В колонию-поселение он также должен прибыть сам.
Адвокат водителя автобуса назвал приговор относительно справедливым:
— Конечно, хотелось добиться более мягкого наказания, но обжаловать решение мы не будем, — прокомментировал Гарнин исход дела. — Единственное, о чем намерены ходатайствовать, — чтобы место поселения определили поближе к городу.

Нина ПЕТЛЯНОВА