Пан музыкант ожидает
У Хенрика Видеры две пламенных страсти: музыка и море. Не случайно и семиметровая яхта польского путешественника носит имя Gawot, обозначающее в композиторской практике часть сюиты.
Мы встречаемся с паном Хенриком в самом центре Выборга. В кафе, разделенном на две части таможенной зоной. За решеткой, отгораживающей это место от города, на волнах покачивается яхта — спутница путешественника.
80-летний преподаватель музыки, проводящий пенсионные годы в морских странствиях, столкнулся с необычной проблемой: уже второй год он не может закончить задуманный им путь вокруг Европы, проплыв по рекам России. На пути встали многочисленные бюрократические препоны. Польская яхта села на рифы российской бюрократии.
Бесконечное согласование
— Путешествие началось в 2008 году, я решил отправиться в странствие вокруг Европы. Вышел из польского Щецина, — начинает рассказ о своем путешествии пан Хенрик.
Бронзовый загар, улыбающиеся глаза, отливающая серебром борода — его облик навевает мысли о легендарных путешествиях Тура Хейердала. И эти ассоциации не случайны. Хенрик перечисляет целый караван стран, где успел побывать за последнее время: Англия, Франция, Греция, Испания, острова Средиземноморья… Осталась Россия — для того, чтобы пройти по внутренним водным путям нашей страны, иностранцам необходимо получить разрешение, подписанное главой правительства Российской Федерации.
Для его получения нужно обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации, предоставив информацию о судне и о себе. Назвать судовладельца, указать название судна, его национальную принадлежность, порт приписки, маршрут плавания, информацию о пассажирах и цель прохода. Ну а дальше все отправляется на согласование — проект распоряжения правительства Российской Федерации по очереди изучают в восьми серьезных ведомствах: ФСБ, МИД, МВД, Минобороны, ФТС, Минздравсоцразвития, Минсельхозе и наконец — в Госкомитете по рыболовству. Процедура любопытная, тем более что в соседней Скандинавии, например, подобные разрешения-распоряжения не нужны вовсе.
В ожидании разрешения
Пришвартовав Gawot в Санкт-Петербургском яхт-клубе, в 2009 году пан Хенрик обратился за разрешением и 19 августа получил документ, подтверждающий возможность пройти по задуманному маршруту: Санкт-Петербург — Онежское озеро — Рыбинское водохранилище — река Волга — Ярославль — Нижний Новгород — Казань — Волгоград — Ростов-на-Дону. Под текстом были указаны инициалы главы правительства Владимира Путина. Однако поездка не состоялась. Оформление затянулось: период навигации закончился, а Gawot так и не вышел из тихой гавани. Так получилось, что Хенрик уехал в Польшу, а яхта польского путешественника осталась зимовать в северной столице. Весной ее неутомимый владелец вернулся вновь — с новыми надеждами и за новым разрешением. Оформлять документ пришлось заново. Процесс затянулся — по словам Хенрика, разрешения он ждет с апреля.
В дело было вмешалось дипломатическое представительство Польши — в петербургском консульстве Хенрику пообещали помочь с оформлением желанного документа. История тянется до сих пор, говорит он.
Попытки «Новой» узнать, в какой стадии находится оформление документа, пока тоже не увенчались успехом. В польском консульстве сообщили, что информация появится, когда из отпуска вернется сотрудница, курирующая историю Хенрика, в Минтрансе пообещали выяснить подробности в ближайшее время.
Сказать, что история Хенрика довольно распространенная, — значит не сказать ничего. Изменить ситуацию на законодательном уровне власти пытаются довольно давно, только вот завершится ли это успехом? Принять закон о свободном допуске иностранных яхт во внутренние воды России Госдума РФ может уже на ближайшей осенней сессии. Эта затея призвана поднять престиж страны и привлечь дополнительные средства за счет туризма. Понятно, что, узнав о том, как получаются разрешения в России и сколько стоит лоцманская проводка, и без того немногочисленные яхтсмены, проявляющие интерес к России, оставляют свою мечту.
Но не Хенрик Видера.
— Я буду ждать, — без тени улыбки замечает он. — Скорее всего, это мое последнее путешествие. Я хотел бы закончить свое странствие именно так — побывав в России.
Польский путешественник готов ждать, но медлить все равно нельзя. По оценкам Хенрика Видеры, плавание займет не меньше полутора месяцев. А к октябрю вновь закончится навигационный период, и завершить путешествие будет попросту невозможно.
Впрочем, даже если распоряжение будет благополучно оформлено, польского путешественника могут ждать серьезные финансовые затраты. Хенрику настойчиво предлагают воспользоваться услугами лоцмана, который проведет Gawot по фарватеру. А цены на эти услуги могут удивить любого. Только на участке пути от Череповца до Волгограда стоимость проводки составляет 385 тысяч рублей.
Чиновники сообщают, что прохождение других участков — к примеру, от Петербурга до Череповца — тоже не будет бесплатным, обойдется еще в 77 тысяч. Отказаться же от услуг лоцмана практически невозможно — чиновники отмечают, что обеспокоены языковым барьером путешественника, а проводка, дескать, призвана его обезопасить.
По волнам истории
Так, нежданно-негаданно, Хенрик оказался в северной столице надолго. Переквалифицировался в уличного музыканта: играл на скрипке — и в середине июля на Стрелке Васильевского острова познакомился с тремя молодыми коллегами из Новосибирска.
— Я встретил их на улице, они играли, а девушка Стася пела по-польски, так мы познакомились, — рассказывает Хенрик. — Мы часто выступали в городе, играя вместе, они помогали собрать деньги на путешествие, а я приютил их на Gawot`е.
Скрипичное соло дополнило новосибирское трио — так родился совместный проект. Теперь музыканты мечтают доплыть вместе с Хенриком до Москвы. Да и он признается — был бы счастлив, если бы путешествие сложилось. Но разрешения по-прежнему нет. Говорю, что хочу встретиться с музыкантами в Петербурге — Хенрик на память выводит на листке телефоны своих русских друзей… Удивительная память, доставшаяся яхтсмену от прежней профессии — преподавателя музыки.
В некотором смысле Хенрик путешествует и по волнам памяти — истории, которая связывает Россию и Польшу. Говорит, что обязательно отправится к Ладожскому озеру, туда, где разрывалось огненное кольцо блокады и начиналась легендарная Дорога жизни, связывавшая Ленинград с Большой землей.
— Мне кажется, это важный повод, — мягко добавляет он и продолжает после небольшой паузы: — Есть еще одна причина. Я бы хотел пройти по реке Оке. Для меня эти места связаны с историей о легендарной дивизии Тадеуша Костюшко, сражавшегося с фашистскими захватчиками вместе с частями Советской Армии и вместе с ними дошедшего до Эльбы.
Сейчас яхта Хенрика бороздит водные просторы между Выборгом и Петербургом. В ожидании разрешения польский путешественник решил навестить своих друзей из Священного города.
— Я не сожалею, — почти безмятежно улыбается пан Хенрик. — Другой человек, который бы столько ждал, наверное, возненавидел бы все то, что привязывает его к земле. Но я только рад. Сложись все по-другому — никогда бы не узнал столько о России. Мне понравились люди, в окружении которых мне пришлось провести столько времени.