Прокуратура: озеро симагинское свободно
В середине июля к участникам движения «Против захвата озер» обратилась корреспондент газеты «МК-Питер» Любовь Румянцева. Она рассказала, что на популярном озере Выборгского района Ленобласти — Большом Симагинском (оно же Красавица) уже неделю как ограничен доступ на один из пляжей. Речь шла о пляже перед курорт-отелем «Лесная Рапсодия», что обосновался на берегах Красавицы еще четыре года назад.
По словам Любови, ее не только не пустили на пляж перед «Рапсодией» (раньше пройти туда можно было свободно), но предложили в качестве платы за проход сделать заказ в ресторане курорт-отеля на сумму 500 рублей. Румянцева поинтересовалась, каким образом охранники проверят, сделала она заказ или нет, — ведь ресторан находится уже по ту сторону кордона. Ей любезно предложили на выходе предъявить чек. А иначе, мол, мы вас можем и не выпустить.
Все это происходило у центрального входа в курорт-отель. Справа от него, в сторону озера, находилось ограждение из сетки. Добавим сразу: одновременно с «МК-Питер» об ограничении доступа на пляж Красавицы движению «Против захвата озер» сообщили еще несколько человек. На организованную чуть позже, 29–31 июля, горячую линию по водозахватам в Ленинградской природоохранной прокуратуре, из 130 принятых жалоб несколько было посвящено Симагинскому.
Решив не оставлять ситуацию без внимания, редакция «МК-Питер» направила запрос в Комитет по госконтролю природопользования Ленобласти. Туда же, в поддержку обращения, направило свой собственный запрос движение «Против захвата озер». Информация распространилась быстро, и следом на имя главы комитета Сергея Ермолова поступило еще два запроса — от «Новой газеты» и от издания «Мой район». Чуть позже аналогичные обращения отправила и федеральная «Российская газета».
На Симагинское съездила съемочная группа Пятого канала, где получила от администрации «Лесной Рапсодии» весьма туманный комментарий о том, что доступ на лесной участок («Рапсодия» арендовала кусок лесного фонда на длительный срок под рекреационные цели) ограничен в связи с повышенной пожароопасностью в лесах.
Газете «МК-Питер» администрация отеля объяснила свою позицию более четко. Во-первых, она сослалась на подписанное губернатором Сердюковым некое постановление от 25 мая сего года, согласно которому рекомендуется нахождение на данном участке не более 160 человек одновременно. Как раз столько, сколько составляет число постояльцев и персонала отеля, вместе взятых.
Редакция «МК-Питер» обратилась к природоохранному прокурору Ленобласти Владимиру Иванилову, который подтвердил существование постановления, но отметил, что к ограничению прохода на береговую полосу оно не имеет никакого отношения.
И еще один документ отыскала администрация отеля — оговорку в Лесном кодексе, по которой возможно ограничение доступа на участки лесного фонда в случае, если на их территории проводятся строительно-монтажные работы, угрожающие здоровью людей. Таковая норма в кодексе действительно есть, но возникает вопрос: если на территории «Рапсодии» действительно проводятся опасные строительно-монтажные работы, то почему оттуда спешно не изгоняются постояльцы? И опять-таки, какое отношение регламент посещения участков лесного фонда имеет к береговой полосе, общедоступность которой закреплена в Водном кодексе?
Наконец наступил финальный акт истории. На Симагинское выехала для проверки представительная комиссия. Туда входил представитель Комитета по госконтролю природопользования, помощник природоохранного прокурора области Александр Марченко, муниципальные чиновники Выборгского района, лесничие и другие официальные лица. Пригласили и первых заявителей — представителей газеты «МК-Питер». Журналиста «Новой», хотя редакция об этом специально просила, не пригласили. Тем не менее «Новая газета» получила по итогам проверки два развернутых ответа — из комитета и из прокуратуры, где подробно описывалось, что проход на береговую полосу открыт и никаких оснований для беспокойства нет. Как указал в своем ответе прокурор Владимир Иванилов, в восточной части ограждения «Лесной Рапсодии» имеется проход не менее двух метров, с западной — не менее одного метра.
Иными словами, на момент проверки все было чисто. Как сообщила нам присутствовавшая при проверке корреспондент «МК-Питер» Ирина Молчанова, она все время пыталась спорить по Станиславскому: «Не верю, не верю!» Свидетельства ограничения доступа, имевшие место до проверки, разумеется, в акт не вошли. «У нас есть фотографии ограждения-сетки, мы его публиковали не раз. В прокуратуре о них знают». Причем администрация «Рапсодии» эти свидетельства тоже признала. «Эта сетка стояла только три дня», — объяснили Молчановой. Выходит, все-таки стояла. Да и не могли же столько разных людей, не сговариваясь, одновременно возвести на «Рапсодию» напраслину! Причем — специально позвонив в прокуратуру.
В середине августа на Симагинское приехали участники движения «Против захвата озер». Убедились — береговая полоса свободна. Мы очень рады, что шум, поднятый вокруг популярного берега, принес свои плоды. В противном случае установленной сетке ничто не помешало бы превратиться в нечто более основательное.
Ирина АНДРИАНОВА,
движение «Против захвата озер»