Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

500 миллионов заплаток

26 августа 2010 10:00

Минувшую снежную зиму уже пора заносить в анналы истории. Те, кто помнит блокаду, так и говорят: подобного кошмара с пробитыми крышами не было со времен обстрелов города вражеской артиллерией. Но тогда понятно было, что стреляет враг, а этой зимой «свои» били по крышам так, что дома, простоявшие столетия и выдержавшие блокаду, начинают рушиться. И горожанам ничего не остается, как объединяться в борьбе против недееспособной власти и дармоедов-коммунальщиков.

По закону протечки крыш коммунальщики должны ликвидировать в течение суток. Почти год горожане не могут добиться качественного ремонта кровель





Сверху видно все
— Вот видите, кровельщики даже отверстия для вентиляции забыли прорезать! — Евгений Самсыгин, главный инженер ТСЖ Толстовского дома по улице Рубинштейна, показывает на следы так называемого капитального ремонта крыши, который их дом пережил в 2007–2008 годах. — А вон там они просто забыли положить листы металла, видите какие щели.
Лазать по крышам в центре города — и удовольствие, и большая опасность одновременно. Особенно после катастрофы, которую власти Петербурга по какой-то странной логике назвали «программой капитального ремонта кровель» — именно эти «отремонтированные» крыши протекли нынешней зимой в первую очередь.
— Наш дом 1910 года постройки, — рассказывает Евгений Сымсыгин. — Конечно, крышу надо было ремонтировать, но до того, как этот так называемый капитальный ремонт начался, она не текла, а в результате ремонта у нас начались массовые протечки.
Вид с крыши этого дома — дух захватывает. А у жильцов дома дух захватывает от запаха плесени, которая с чердаков и заплывших грибком потолков ползет по квартирам. Ремонт кровли, который начался в 2007 году, до сих пор не завершен. Только этой зимой ТСЖ несколько раз вызывало специалистов жилищной инспекции, которые в каждом акте указывали на то, что ремонт не завершен, кровля в эксплуатацию не передана. Но ГУ ЖА Центрального района лишь буквально на днях начала переговоры с ТСЖ о восстановлении кровли по акту, составленному экспертизой.



Зима тревоги нашей
— Хорошо, если председатель ТСЖ — инженер, но где таких специалистов взять? — Евгений Протченко, председатель ТСЖ «Писательский дом», разводит руками. — Это же общественная должность, за нее люди денег не получают. Я, например, врач. Вот коммунальные службы и пользуются нашим положением.
Этот дом между набережной канала Грибоедова, Малой Конюшенной и Чебоксарским переулком известен как Писательский — именно здесь находится Музей-квартира Михаила Зощенко. Интересно, как бы этот замечательный сатирик описал мытарства своих нынешних соседей по дому? Или инициативу питерских властей, которые ради только им известной экономии изменили нормативы толщины металлических листов для покрытия кровли с 0,75 мм до 0,5 — то есть теперь, согласно официальным нормативам, в нашем северном городе крыши кроют почти фольгой. Чего удивляться, что под тяжестью снега и людей, которые выходили на эту крышу счищать снег и лед, металл прогибался. А от любого удара ломом появлялись сквозные дыры, из-за которых крыша становится похожа на решето.
— Всю весну и лето мы ведем переписку с жилищниками, — Евгений Протченко показывает толстую папку бумаг. — И в каждом письме они отвечают, что у них нет средств на изоляцию и герметизацию дыр, которые они же и оставили в крыше. То есть чтобы испортить крышу, средства находятся, а чинить за ними мы должны за свой счет.

Письмами крышу не залатаешь
— И нам управдом говорит то же самое! — Вера Захарова открывает дверь на чердак своего дома № 19 по Пушкинской улице. — Мы тоже пережили так называемый капитальный ремонт кровли, но она этой зимой протекла полностью. А когда я спросила управдома, почему бы не потребовать возмещения ущерба с подрядчиков, нам сказали: у вашей крыши истек срок гарантии.
Этот интересный дом — кстати, относящийся к числу недавно выявленных объектов охраны — сейчас похож на прокаженного. Из-под крыши по всему фасаду ползут язвы: осыпается штукатурка, падают декоративные полуколонны, уже вылетают отдельные кирпичи… Вокруг дома буквально опасно ходить, тротуар засыпан осколками штукатурки. Но ремонтировать фасад жилищная контора отказывается: дом под охраной, ему нужен только капитальный ремонт и частичная реставрация.
Крыша напоминает тяжело больного оспой: дырки и дырочки местами замазаны гудроном, местами залатаны кусками шифера и жести, которые держатся, вероятно, на честном слове коммунальщиков. В эти самые заплатки, похоже, и пошли те самые 500 млн рублей, выделенных городом для восстановления крыш после снежной зимы. И такая картина наблюдается по всему городу.
— На нашем участке крыша протекла 10 февраля, — рассказывает Татьяна Куликова, живущая в доме 52 по улице Бабушкина. — Мы пошли в ЖЭК — он в нашем же доме на первом этаже. Нам посоветовали написать заявление, так с тех пор и переписываемся.
Татьяна вытаскивает папку с копиями писем и ответами на них. Жильцам этого дома тоже не повезло: летом 2008 года им пришлось пережить пресловутый капитальный ремонт кровли в исполнении ООО «Стройтрест». А в октябре 2009 года, еще до снега, крыша потекла. Аварийная служба заявила, что у них нет кровельщиков, в администрации Невского района сказали — у нас нет никаких средств воздействия на коммунальщиков. До коммунальщиков, сидящих на первом этаже, вода с крыши не доходила, так что они не торопились что-то делать. В конце концов, после многочисленных обращений жильцов дома, дырки на крыше были закрыты заплатами. И все. Остальное — только письма из администрации района. В последнем письме обещанный срок ремонта перенесен уже на 15 сентября.
— Подходит осень, начинаются дожди, бумагами из администрации мне крышу не закрыть, — говорит Любовь Еремченко, живущая в первом подъезде дома 52 по Бабушкина. — Чувствуешь себя как в постблокадном Петербурге.

Наталья ШКУРЕНОК
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


Прямая речь
Владимир СЕМЕНОВ, председатель Ассоциации ТСЖ Центрального района:
— Жители города, не объединенные пока ни в какие организации, похоже, стали понимать, что их права невозможно защитить по отдельности. И теперь они объединяются. Мы существуем 4 года, и все время сталкиваемся с тем, что органы исполнительной власти демонстрируют полную недееспособность. В общей сложности мы по различным вопросам подали 35 судебных исков и все выиграли. Проблема протечек — это следствие того, что эксплуатационные организации не занимаются своим прямым делом. К сожалению, программа с выделением 500 млн рублей не работает, это имитация реализации программы. Заплатки — единственное, что сделано, так что у нас большие шансы прийти к зиме с протекающими крышами. И при этом крайними стараются сделать ТСЖ, а не аффилированный с городской администрацией Жилкомсервис. Нам чиновники так и говорят: никто вашим домом заниматься не будет. Наши дома никому не нужны — ни правительству, ни Жилищному комитету, ни вице-губернатору Сергееву, ни администрациям районов. Результаты дают только объединенные действия горожан. Сейчас мы будем выходить с судебными исками по кровлям и будем добиваться, чтобы решения судов выполнялись. И чем ярче будет проявляться гражданская позиция горожан, тем лучше — рассчитывать на власть бессмысленно.