Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Типография печатает долги

6 сентября 2010 10:00

В результате сомнительных комбинаций с имуществом, которые осуществляет руководство типографии ЗАО «Карелия Принт» в течение последнего года, часть бывших сотрудников не может получить ни заработанные деньги, ни трудовые книжки. Судебные решения, вынесенные по искам бывших работников, не выполняются. Даже приказ прокурора Ленинградской области Сергея Литвиненко — в течение суток возбудить уголовное дело в отношении руководителей предприятия — не исполняется уже три месяца. На все запросы местная Выборгская прокуратура отвечает, что якобы нигде не может найти руководство «Карелии Принт».

Прокуратура Выборга не может найти нарушителей, которых без труда нашел корреспондент «Новой»




Долго будет «Карелия» сниться
— Еще 16 сентября прошлого года нас предупредили, что предприятие будет реорганизовано и чтобы мы готовились к тому, что типографию закроют, а нас уволят, — рассказывает Михаил Грицко, сотрудник типографии «Карелия Принт», работавший в ней со дня основания. — Но никаких подробностей нам тогда не сообщили.
Проблемы у «Карелии Принт» начались намного раньше. Уже с июля прошлого года рабочие не получали зарплату. В результате к сентябрю на руководстве типографии уже висело почти полтора десятка судебных исков, поданных работникам за неполученную зарплату. И когда в середине сентября руководство предупредило о грядущем закрытии, первый вопрос, который задали рабочие: что будет с зарплатой и компенсациями? Тогдашний генеральный директор ЗАО «Карелия Принт» Андрей Минин заверил, что все деньги будут выплачены через два месяца — под расчет. И на два месяца типография фактически встала.
Местная газета «Выборгские ведомости» не раз сообщала о ситуации, сложившейся в «Карелии Принт», одной из самых известных в нашем регионе типографий: долгое время она была в числе ведущих полиграфических фирм не только Ленинградской области, но и всего северо-запада России. Года три назад ситуация начала меняться не в лучшую для типографии сторону, и уже в 2008-м заказов было набрано раза в три меньше, чем позволяли производственные мощности. Часть бывших заказчиков из Петербурга нашла типографии в городе, а часть ушла за границу — там выше качество. Прежнее руководство продало свой бизнес новому владельцу — им с 2009 года стал предприниматель Андрей Шульгин. Как рассказывают рабочие типографии, именно тогда и начались действительно серьезные проблемы с выплатой зарплаты, с обеспечением работой. Хотя генеральный директор господин Минин продолжал уверять рабочих, что все будет хорошо и все деньги они вот-вот получат.

Обманут по собственному желанию
Когда 16 ноября, через два месяца после предупреждения о будущем увольнении, рабочие пришли за деньгами и трудовыми книжками, с ними почему-то начали проводить собеседование — вел его выборгский предприниматель Алексей Долбнев, сообщивший рабочим, что он представляет фирму «Мактон», которая собирается отобрать сотрудников для работы в своей организации. С этой самой фирмой, судя по высказываниям господина Долбнева, «Карелия Принт» слилась в производственном экстазе. И теперь все, кто тут же, не сходя с места, напишет заявление об уходе из «Карелии Принт» по собственному желанию (причем с 19 ноября), получат новое место работы, а расчет с прежними владельцами будет произведен по окончании процедуры ликвидации «Карелии Принт».
На этот фокус пошли не все, около полутора десятков человек отказались писать заявления, а те, кто согласился, были приняты на работу в «Мактон». Оставшиеся обратились в прокуратуру и подали судебные иски о невыплате зарплаты.
— Первые деньги мы получили только в декабре, накануне Нового года, — рассказывает Александр Минтий, бывший работник «Карелии Принт». — При этом компенсация за задержку нам была начислена. Я, например, должен был получить 60 тысяч рублей, но мне выдали всего 13 тысяч.
Зарплату по квартирам развозили лично господин Минин и руководитель производства господин Николаев — каждого сотрудника просили спуститься вниз, и в машине (практически в полной темноте, при свете фонарика) выдавали часть денег. После этого Минин просил написать заявление по собственному желанию, и если человек соглашался, выдавал на руки трудовую книжку с уже готовой записью о добровольном увольнении.
— А еще предлагали расписаться на какой-то странной бумажке, — говорит Геннадий Кременский. — В темноте не видно было, что там написано. Я спрашиваю Минина — это что, еще одна ведомость? Он замялся и говорит — да нет, это бумага, что у вас нет претензий к нашей фирме. Я ему сказал, что больше ни в каких бумагах расписываться не буду.
Михаил Грицко тоже отказался получать трудовую книжку, и несколько человек снова пошли в суды и прокуратуру.


«Карелия» уехала на Волгу
После Нового года стали наконец приходить официальные ответы бывшим работникам ЗАО «Карелия Принт» из прокуратуры и службы судебных приставов. Александр Минтий, например, в первых числах февраля получил такой ответ за подписью заместителя руководителя службы судебных приставов по Выборгу господина Иванова, из которого узнал много нового. Оказывается, ЗАО «Карелия Принт» продолжает существовать, хотя фирма еще осенью заявила о ликвидации. Что с декабря 2009 года с «Карелии Принт» судебные приставы пытаются взыскать более полутора миллиона рублей. Что на печатные машины типографии наложен арест, но они — надо же! — каким-то образом оказались переданными в аренду другой фирме — ООО «Антика», после чего судебные приставы сняли арест с имущества господина Шульгина. Но самое интересное, что с конца 2009 года господин Шульгин перебросил ЗАО «Карелия Принт» в столицу Республики Марий Эл, город Йошкар-Олу. И поэтому выборгские судебные приставы прекращают розыск господина Шульгина и попытки взыскать с него долги.
— Получается, что и прокуратура, и служба судебных приставов не знала, что, пока мы добиваемся справедливости, Шульгин переводит свои дела в другой регион, — говорит Михаил Грицко.
А вместе с «переехавшим» в Марий Эл Шульгиным туда же переехали и трудовые книжки тех, кто отказался писать заявление по собственному желанию, — так, во всяком случае, заявил в личном разговоре Андрей Минин, бывший генеральный директор «Карелии Принт». Тогда Грицко, Минтий и Кременский продолжили поиски неуловимого для судебных инстанций господина Шульгина и своих документов. И вскоре получили официальный ответ из Республики Марий Эл. Руководитель Управления федеральной службой судебных приставов по Республике Марий Эл В. И. Осипов сообщил, что по указанному адресу в Йошкар-Оле фирма «Карелия Принт» не располагается. И что теперь ее владелица — некая госпожа Ольга Лайд, которая прописана в удмуртском городе Сарапуле.
Но уже в следующем абзаце этого письма сказано: «В результате установлено, что по адресу регистрации Лайд О. Г. не проживает около трех лет, ее местонахождение неизвестно». Кроме того, господин Осипов сообщает, что с конца мая 2010 года «ЗАО «Карелия Принт» прекратило деятельность путем реорганизации в форме слияния».
На днях господа Минтий, Грицко и Кременский получили еще один интересный ответ — из налоговой инспекции. Оказывается, в течение всего 2009 года, пока господин Шульгин был владельцем ЗАО «Карелия Принт», он не перечислил ни копейки в пенсионный фонд за своих сотрудников.

Вижу, что не вижу
Неугомонные искатели законности и справедливости продолжили добиваться торжества правды. И 1 июня пришли на встречу с прокурором Ленинградской области господином Сергеем Литвиненко, приехавшим с проверкой в Выборг. В присутствии выборгского прокурора господина Минаева бывшие сотрудники ЗАО «Карелия Принт» рассказали всю свою эпопею.
— Литвиненко выслушал и тут же распорядился возбудить уголовное дело в течение суток, — рассказывает Михаил Грицко. — Он при нас сказал это Минаеву, и тот ответил — да, исполним.
И вот уже четвертый месяц Выборгская прокуратура не исполняет приказа своего начальника. Правда, регулярно присылает обманутым бывшим сотрудникам «Карелии Принт» отчеты о своей бурной деятельности. Например, сообщает Геннадию Кременскому, который почти год не может получить свои деньги и трудовую книжку, что он, господин Кременской, решает свои проблемы в частном порядке при обращении в суд (копии ответов есть в редакции «Новой»). Или что сотрудники прокуратуры не могут созвониться или встретиться с господами Шульгиным и Мининым (бывшим владельцем и бывшим генеральным директором) — у них, по словам прокуратуры, не отвечают телефоны и где находятся эти господа, никто не знает.
Хотим обрадовать прокуратуру Выборга и службу судебных приставов: господа Шульгин и Минин никуда не делись, они по-прежнему живут и трудятся в славном городе Выборге. Корреспондент «Новой» нашел Андрея Минина дома, в его квартире на Ленинградском шоссе (точный адрес имеется в редакции) господин Минин спокойно открыл дверь и на вопросы о невыплаченной зарплате и не выданных трудовых книжках также спокойно ответил: зарплату, мол, всю выплатили, книжки находятся у нового владельца фирмы — у госпожи Ольги Лайд. О том, что его ищут прокуратура и судебные приставы, господин Минин ничего не знает, и о том, что госпожа Лайд находится в розыске, тоже первый раз слышит.
Господина Шульгина корреспонденту «Новой» увидеть не удалось — как сказали сотрудники магазина «Мозаика», владельцем которого Шульгин был одно время, они видели его в начале августа, он уехал в отпуск и скоро будет. Такую же информацию сообщили и в администрации МО «Выборгский район» — господин Шульгин является председателем совета директоров при главе администрации МО «Выборгский район» с 2009 года. Как сказала в телефонном разговоре секретарь Ольга Карева, господин Шульгин обязательно появится на очередном заседании совета, который должен состояться в конце сентября. Он, по словам секретаря, никогда не пропускает эти заседания.
— Когда я последний раз видел Шульгина и Минина в типографии «Мактон», — говорит Михаил Грицко, — Шульгин мне так и заявил: у меня все схвачено, чего вы там рыпаетесь!
Редакция «Новой» надеется, что подобные заявления господина Шульгина ничем не подкреплены, и будет рада помочь прокуратуре и службе судебных приставов Выборга в их тяжелых поисках господ Шульгина и Минина.

Наталья ШКУРЕНОК