Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Хорьки» напали

23 сентября 2010 10:00 / Политика

Милиционер, избивавший людей и обзывавший их «хорьками» во время разгона митинга 31 июля на Невском проспекте, на днях в темной подворотне получил по голове. По крайней мере, так утверждает сам сотрудник полка патрульно-постовой службы при ГУВД Петербурга и Ленобласти Вадим Бойко, больше известный как «жемчужный прапорщик» (свое прозвище он получил за нитку жемчуга на запястье). Конечно, не исключено, что вдруг нашелся «народный мститель». Однако многочисленные сомнения в реальности этого происшествия тоже выросли не на пустом месте. Всего за неделю до «нападения неизвестного» Бойко предъявили обвинение по делу, в котором — как доказало следствие — обидчиком ни в чем не повинных людей выступает он. Своей вины подследственный до сих пор не признал. Зато уже догадался, кто и почему взъелся на него.

От обвиняемого до потерпевшего — один удар
 


 

Вот тебе, «жемчужный прапорщик


«Вот тебе, «жемчужный прапорщик»
О происшествии с сотрудником батальона № 2 полка ППСМ МОБ ГУВД Вадимом Бойко, случившемся еще несколько дней назад, ГУВД Петербурга и Ленобласти известно стало только 21 сентября и лишь со слов самого пострадавшего.
Как сообщили «Новой» в правоохранительных органах, 15 сентября около 23 часов у дома № 8/1 по улице Чудновского (окраина Невского района) к Бойко сзади подошел неизвестный преступник. Он похлопал милиционера по плечу, а когда тот обернулся, со словами: «Вот тебе, «жемчужный прапорщик»!» — ударил его тяжелым предметом по голове. В итоге Вадим Бойко с диагнозом «черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга» попал в одну из городских больниц, где и лежит сейчас в отделении неврологии. Состояние госпитализированного оценивается как удовлетворительное. По словам очевидцев, внешне прапорщик не производит впечатления тяжело больного. От комментариев по поводу случившегося категорически отказывается.
Собственные подозрения Бойко уже изложил в заявлении милицейскому руководству. Он связал нападение в подворотне со своим участием в пресечении несанкционированного мероприятия 31 июля на Невском проспекте и последующей публикацией в СМИ его личных данных. Как говорит милиционер, накануне ему неоднократно поступали анонимные звонки с угрозами физической расправы. Кроме того, пострадавший подчеркивает: неизвестный, перед тем как ударить, назвал его именно «жемчужным», что делает эту версию единственно состоятельной.
Сейчас ГУВД Петербурга и Ленобласти проводит проверку по данному факту. К 4 октября должен решиться вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. Хотя многие (в том числе потерпевшие от действий «жемчужного прапорщика», петербургские оппозиционеры и правозащитники) считают этот вопрос решенным уже сегодня.

Дело в шляпе
— Если органы внутренних дел выбрали такую линию защиты — то уголовное дело о нападении на Вадима Бойко, безусловно, возбудят, — рассуждает Дмитрий Семенов — петербуржец, который 31 июля без всяких на то причин получил от «жемчужного прапорщика» дубинкой по лицу и сейчас проходит пострадавшим по делу в отношении Бойко. — А если на милиционера и впрямь напали, то это криминал, и дело тем более родится. Но, как бы там ни было, я думаю, что таким образом оказывается давление на следствие по нашему делу. Никаких подтверждений нападения на прапорщика нет, но и опровержений найти невозможно. Теперь он будет долго лечиться, история запутываться, расследование затягиваться. Пока все не забудется совсем и не сойдет на нет. Попутно ему еще попытаются создать ареол милиционера-мученика, которого побили злые радикалы. Я лично очень хотел бы, чтобы Вадим Бойко здоровым, целым и невредимым дошел до суда. Меня произошедшее совсем не радует. Я хочу только правосудия. Если бы я знал, где лечат Бойко, сходил бы к нему в больницу — отнес апельсинов.
— Народный самосуд я не оправдываю и этот поступок не одобряю, — заявила «Новой» и Светлана Павлушина — женщина, которую на митинге 31 июля «жемчужный прапорщик» оттаскал за волосы. — Пусть даже собственная проверка ГУВД никаких нарушений в действиях милиции не обнаружила, но все-таки возбуждено уголовное дело. Меня по нему допрашивали. Я знаю, что работа ведется. К чему такие дикие меры? Рано или поздно прапорщик все равно получит по заслугам.
«Впрочем, получит ли теперь?» — задаются вопросом эксперты, с самого начала наблюдающие за этим процессом. После таинственного нападения в темной подворотне многие оппозиционеры перестали верить в то, что милиционера по итогам расследования не минует заслуженное наказание.
— Боюсь, что все произошедшее является не чем иным, как милицейской провокацией, — делится своим мнением лидер питерских нацболов Андрей Дмитриев. — Возможно, после скандала вокруг этого прапорщика в главке посидели, почесали затылки и решили отвести от него угрозу, выставив его самого жертвой, которую травят, преследуют и избивают. Если ГУВД попытается повесить инцидент с милиционером на участников июльского митинга у Гостиного двора — значит это точно их провокация. Нам акция возмездия невыгодна — она нивелирует закон.

Нина ПЕТЛЯНОВА


Досье «Новой»
31 июля 2010 года в Петербурге у Гостиного двора во время разгона митинга в защиту 31-й статьи Конституции РФ как минимум четверо петербуржцев пострадали от прапорщика Вадима Бойко. Выйдя из автозака на Невский проспект, он крикнул: «Хорьки, б…, кому еще?» — а потом занялся рукоприкладством. Дмитрий Семенов, Светлана Павлушина, Эдуард Балагуров и Александр Кормушкин получили травмы и незаслуженные оскорбления, а через несколько дней обратились с коллективной жалобой в прокуратуру. 25 августа по их жалобе следственный отдел при прокуратуре Центрального района Петербурга возбудил уголовное дело по ст. 286, ч. 3, п. «а», «б» «Превышение должностных полномочий с применением насилия или с применением оружия или спецсредств». 9 сентября Вадиму Бойко предъявили обвинение по этому делу, однако он своей вины не признал. Расследование продолжается.