Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Отец солдатам встретился с «солдатскими матерями»

27 сентября 2010 10:00

В минувший четверг в петербургском Доме офицеров министр обороны Анатолий Сердюков побеседовал с рядом общественных деятелей, среди которых находились: уполномоченный по правам человека северной столицы Алексей Козырев, представители комитетов солдатских матерей, а также правозащитники из организации «Солдатские матери Петербурга». Собеседники министра внесли целый ряд конкретных предложений по армейской реформе, а также высказали свою точку зрения на то, почему предыдущие попытки реформирования не увенчались успехом.

Как реформировать армию — об этом министру обороны рассказали правозащитники



Министр Анатолий Сердюков
Министр Анатолий Сердюков


Гуманисты в погонах
Сердюков приезжал в Петербург, конечно, не только для того, чтобы встречаться с правозащитниками. В настоящее время проводится значительная перекройка всего армейского устройства: создано объединенное стратегическое командование «Запад», включающее в себя Ленинградский и Московский военные округа, а также Северный и Балтийский флоты, кроме сил ВДВ, ВВС и военных учебных заведений.
Однако среди важных разговоров с генералами нашел министр обороны время и на двухчасовую встречу с представителями гражданского общества. По мнению председателя РОПО «Солдатские матери Петербурга» Эллы Поляковой, Анатолий Эдуардович вряд ли был готов к тому, что услышал на этой встрече. А именно — не к жалобам и общим словам, а к конкретным проблемам, подкрепленным документами, и к предложениям по военной реформе.
Начал разговор Сердюков с того, что сообщил о планах «гуманизации» армии: планируется сделать службу пятидневной, с предоставлением солдатам свободного времени в течение дня; чтобы им было чем впоследствии заняться, служить они будут ближе к дому: т. е. речь идет об отмене экстерриториального принципа комплектования вооруженных сил. Также планируется отказаться от привлечения солдат к хозработам, открыть доступ в казармы прессе, официально разрешить призывникам пользование мобильными телефонами и сделать прозрачной работу призывных комиссий.
Однако в ответ министр обороны услышал, что изменить положение солдат в армии вряд ли можно будет такими косметическими мерами. «Надо проявить политическую волю и отказаться от принуждения к призыву», — заявила Элла Полякова. «Так не получается у нас контракт!» — возразил Сердюков. «Не получается, потому что нарочно был завален вашими подчиненными, — отвечала правозащитница. — В том числе потому, что не только законы Российской Федерации, но и ваши собственные приказы не исполняются!»
Элла Михайловна рассказала, например, о восстановлении по суду — из-за несущественных, по ее мнению, нарушений в процедуре увольнения нескольких офицеров из Каменки, которые были уволены в результате скандала, разразившегося прошлой осенью («Новая» подробно писала об этом в № 68 от 16 сентября 2010 г.).
— Насколько я могу судить по реакции Анатолия Эдуардовича, он не знал об их восстановлении, — рассказала «Новой» Элла Полякова. — В течение встречи он внимательно нас слушал и записывал — теперь посмотрим, будет ли соответствующая реакция…



Денег на гуманизацию нет
О нарушении законов и приказов Минобороны рассказал и Алексей Козырев, уполномоченный по правам человека в Петербурге. По его словам, несмотря на непродолжительный срок его работы в качестве уполномоченного, он получил уже множество жалоб граждан на нарушения прав человека при призыве на военную службу. В частности, много жалуются на врачей призывной комиссии.
Валентина Мельникова, председатель Союза комитетов солдатских матерей РФ, отметила, что для приведения работы призывных комиссий в цивилизованный вид необходимо ввести лицензирование для работающих в них врачей.
Также Мельникова заявила о необходимости восстановить отсрочку по статье «Уход за родственниками-инвалидами» и обратить внимание на отсутствие статистики по комиссованным из-за проблем со здоровьем призывникам: по ее словам, во время призыва идет такая охота за головами, что впоследствии, когда обнаруживается, что они физически не годны к службе, их приходится отправлять домой. По мнению Валентины Мельниковой, неплохо было бы сравнить число призванных с количеством комиссованных раньше окончания срока службы, чтобы реально оценить эффективность работы призывных комиссий.
Сергей Зверев из общественного совета при Министерстве обороны отметил, что пора прекратить использовать термин «неуставные отношения», который является всего лишь эвфемизмом слов «пытки», «рабство», «убийство», и другие уголовные преступления.
Дедовщину как институт системы пыток описывали и «Солдатские матери Петербурга» в документе, который они специально подготовили для министра обороны.
Помимо прочего, это обращение правозащитников содержит ряд конкретных предложений по реформированию армии. Например, в части постановки на воинский учет они пишут о необходимости запретить участие в этом процессе школ.
Что касается проведения призыва, важнейшим нововведением стало бы придание комиссиям по медицинскому освидетельствованию хоть какого-нибудь административно-правового статуса: «Его отсутствие приводит к фактической безответственности лиц (врачей-специалистов), обеспечивающих качественный призыв на военную службу граждан, годных по состоянию здоровья», — указано в обращении.
Чтобы уменьшить коррупцию в работе призывных комиссий, правозащитники предлагают отказаться от выдачи военных билетов тем, кто не проходит службу: «Военный билет и другие воинские документы стали уже не административно-публичными документами гражданина, а товаром, на который есть огромный спрос. Эти документы можно заменить современными электронными технологиями, базами данных».
Одним из важнейших направлений реформы непосредственно военных частей «Солдатские матери» считают изменение системы медицинского обеспечения: «Самые частые обращения в нашу организацию касаются отказов в оказании медицинской помощи, ненадлежащего оказания медицинской помощи, нарушений должностных лиц части и военных госпиталей по оказанию медицинской помощи. Нецелесообразно снижение штатной численности военных врачей».
Наконец, для улучшения ситуации с правами человека при прохождении военной службы правозащитники предложили целый ряд возможных нововведений, «учитывая, что, несмотря на положительные явления гуманизации, в частности снижение срока службы до одного года, системные проблемы армии не решены». Среди прочего:
• Разделение войск и частей на учебные и боевые — это позволит призывать на военную службу в безопасные учебные части; при желании можно заключить контракт на прохождение военной службы и продолжать службу.
• Следует принять во внимание положительный опыт зарубежных стран, организовать совместные учебные семинары с зарубежными коллегами.
• Особое внимание следует уделить наличию у командиров высшего юридического образования, подготовке по правам человека и гуманитарному международному праву.
• Обеспечив военнослужащих по контракту достойными окладами и надлежащим обеспечением, можно добиться более эффективного выполнения ими своих обязанностей, а также мотивировать их заниматься личным составом, предотвращать воинские преступления.
• Определив тенденцию к постепенному отказу от призывной армии, можно снизить социальную напряженность и впоследствии организовать современную боеспособную армию.
В завершение встречи Анатолий Сердюков пообещал внимательно ознакомиться с предоставленными ему документами и создать рабочие группы по всем темам, поднятым во время обсуждения. Однако при этом добавил, что «денег для перевода армии на контракт нет». По его словам, ожидается сокращение армии — контрактников и офицеров — еще на 100 тыс. человек — и, следовательно, увеличение числа призывников. То есть, проще говоря, действия, прямо противоположные тому, что предлагают правозащитники. А значит, пресловутая «гуманизация» рискует оказаться очередным псевдореформаторским пшиком, наряду с модернизацией, инновацией и прочими «циями».

Анджей БЕЛОВРАНИН


Кстати
Среди прочих документов представители РОПО «Солдатские матери Петербурга» передали министру обороны неправительственные доклады, сделанные организацией за нынешний и прошлый годы, а также «Черную книгу» — совместный проект, подготовленный «Новой газетой в Петербурге» и «Солдатскими матерями» на основе документально подтвержденных фактов дедовщины и неуставных отношений, которые стали достоянием общественности благодаря обращениям граждан в правозащитную организацию.