Приговор вир подписали в правительстве
О печальной судьбе коллекции мировых генетических ресурсов, заложенной еще Николаем Вавиловым, «Новая» уже рассказывала (см. № 61 от 23.08.2010). Бесценное собрание декоративных, кормовых и плодово-ягодных культур, насчитывающее более шести тысяч видов и не имеющее аналогов нигде в мире, решили уничтожить, расчищая в Павловске место под элитное жилье. Причем пустить под бульдозер уникальный генофонд собрались не кто-нибудь, а чиновники российского правительства и Госдумы. Скромное вмешательство президента РФ, похоже, не остановило их намерений.
Светлана Юрьевна Орлова, старший научный сотрудник Всероссийского института растениеводства, на «своем» участке
Знай своих героев
Решение об изъятии под элитную застройку 92 гектаров, на которых размещается вавиловская коллекция, приняли на высоком уровне. Под ним поставили подписи: первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, помощник президента России Аркадий Дворкович, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр регионального развития Виктор Басаргин, министр юстиции Александр Коновалов, несколько заместителей министров и другие важные лица.
Исполняли это решение стремительно. Только в июле-августе этого года ботаники проиграли чиновникам суды, где пытались отстоять участки, переданные им в бессрочное пользование. А уже в сентябре земля с уникальными образцами декоративных, кормовых и плодово-ягодных культур чуть ни ушла с молотка в руки застройщиков. Однако за ученых заступилась Общественная палата РФ. На телеграмму из ОП отреагировал президент России. После короткой записи Дмитрия Медведева в Twitter: «Дал поручение разобраться», — процесс продажи площадей притормозили.
С начала сентября в Павловск зачастили всевозможные комиссии с многочисленными проверками. Сотрудники Павловской опытной станции Всероссийского института растениеводства (ВИР) давно сбились со счета по числу проверяющих. Сейчас здесь остались работать только представители Счетной палаты РФ — это единственная комиссия, которая пока не вынесла своего вердикта. Тем временем заключением предыдущей уже бравирует Фонд содействия развитию жилищного строительства (ФРЖС), которому распоряжением правительства и Госдумы и были переданы земли с коллекционными экспонатами.
Невидимая комиссия
25 сентября ФРЖС обнародовал итоги проверки, проведенной с 14 по 17 сентября экспертами, привлеченными Минэкономразвития. Академики РАН и доктора наук МГУ заявили: «Коллекционные насаждения, которые необходимо охранять, занимают всего 13 га на основном участке площадью 71,4 га (где выращиваются разнообразные цветы, ягоды, плоды — более 5 тысяч оригинальных образцов. — Н. П.). На втором участке площадью 19,5 га (засеянный почти двумя тысячами образцов кормовых культур. — Н. П.) коллекционных растений не обнаружено». «Все земли, кроме 13 га, можно застроить при условии, что занятая растениями территория будет отмежевана». «Соседство коллекции с жилыми кварталами не нанесет ущерба растениям», а, напротив, «будет передовым, как в ряде стран, и комфортным для проживания граждан».
Впрочем, даже такие слова — уже елей на душу. Прежние выводы специалистов, на которых предпочитал ссылаться Фонд РЖС, звучали еще жестче: якобы здесь практически пустырь, «одна часть которого распахана и заброшена, а вторая — покрыта естественным травяным покровом». Мол, беречь тут нечего совершенно.
Как пояснил «Новой» директор Павловской опытной станции Федор Михович, удивляться подобному заключению экспертов не стоит:
— С самого начала было понятно, что комиссия являлась тенденциозной, приглашенной ФРЖС, в ее состав не включили ни одного специалиста станции или ВИР. За те три дня, что академики находились в Павловске, мы никого из них не встретили. Где они ходили и что осматривали — для нас загадка. Бродить по полям, не понимая, что это перед ними, — пустая трата времени.
По обвинению в нищете
Хотя «ревизоры» от ФРЖС зря времени не теряли. Попутно они констатировали, что «растения находятся в неудовлетворительном состоянии и не получают должного ухода». Поэтому нужно поменять руководство Павловской опытной станции, резюмировали чиновники Минэкономразвития. Однако в министерстве почему-то умолчали, что за все годы существования государство не выделило на Вавиловскую коллекцию ни рубля. Для станции за бюджетные деньги в 2008 году был куплен светильник, а в 2009 году — фотоаппарат. Это все. Поддержание и развитие огромнейшего банка семян и растений взвалили на свои плечи ботаники, оклады которых не превышают 7–10 тысяч рублей.
— Я все эти годы был очень удобным руководителем, которому не требовалось ничего выделять, — говорит Федор Михович. — А сейчас стал неудобен и виноват в том, что средств выпросить не мог.
Последние надежды ученых — на выводы комиссии Счетной палаты, работающей на станции по поручению Дмитрия Медведева уже больше месяца. Они станут известны в начале октября.
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Справка «Новой»
Всероссийский институт растениеводства — единственный в мире институт, где сохраняется в живом виде коллекция растительных генетических ресурсов и ведется ее изучение. В настоящее время коллекция института насчитывает более 213 000 образцов культурных растений и их диких сородичей по 2539 разновидностям в пределах 304 видов 155 ботанических семейств.