Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

За жадность застройщика поплатятся школьники?

4 октября 2010 10:00

Высотки, возведенные компанией ЛЭК у Новодевичьего монастыря, не только необратимо изуродовали вид на федеральный памятник, но и застили свет детям, обучающимся в соседнем здании. Оно теперь уже не соответствует санитарным нормам, предъявляемым к образовательным учреждениям. Проблему, созданную нарушившим закон инвестором, теперь предлагается решить самой пострадавшей стороне — расширив оконные проемы по всему дворовому фасаду, обращенному к новостройке. Такое предложение встретило жесткий отпор Совета по сохранению культурного наследия: эксперты настояли на необходимости включить в предметы охраны исторического здания все фасады в существующем виде.

Районная администрация предписала руководству школы обеспечить соблюдение норм освещенности, нарушенных из-за появившегося рядом жилого комплекса «Империал»





Современное решение
На последнем заседании Совета по сохранению культурного наследия неожиданно возник «непрофильный» для его экспертов вопрос — социальный.
Одним из пунктов повестки дня значилось рассмотрение возможности включения в государственный реестр памятников регионального значения здания школы (Московский пр., 96, лит. А), с 2001 года получившего временный статус выявленного объекта культурного наследия. Специалисты отмечали, что этот объект, всего за 28 дней возведенный в 1937 году по типовому проекту архитектора Васильковского, удачно вписался в панораму Московского проспекта, к тому же являет собой один из первых примеров крупнопанельного строительства. Здание не пострадало в годы Великой Отечественной и не подверглось комплексному капитальному ремонту, благодаря чему сохранились не только изначальные конструктивные особенности, но и элементы интерьера — например, парадные лестницы. Мирное течение доклада представителя ООО «Архитектурная мастерская Татьяны Славиной», проводившего экспертизу этого объекта, нарушил вопрос депутата Алексея Ковалева, поинтересовавшегося — почему предлагается выходящий на проспект фасад сохранить в существующем виде, а по дворовому фасаду изменить оконные проемы?
— Школу предлагается закрыть из-за возникшего рядом строительства, классы теперь не удовлетворяют санитарным нормам, освещенность понижена, — монотонно сообщил докладчик. — Руководство Московского района уже прислало школе предписание решить возникшую проблему.
Решить ее, как выяснилось, намереваются посредством увеличения оконных проемов. Но как это возможно? — изумлялись члены совета, разглядывая изображения дворового фасада, по которому окна и так сидят очень плотно, с минимальным зазором, а если их еще расширить, то проемы приблизятся почти вплотную к панельным стыкам.
— Да они же просто рассыплются, это ведь шлакоблоки! — возмутился Владимир Попов.
— Никому не известно, выдержат ли конструкции такое внедрение, — поддержал обеспокоенность коллеги Ковалев. — К тому же при новой пробивке окон исказятся пропорции, изменится облик фасадов. Что за подход такой?! Похоже, кому-то просто захотелось освоить бюджетные деньги, — предположил депутат. — Есть ведь иные способы решения задачи освещенности. Например, за счет установки светоотражающего покрытия на соседнем новом здании. В моем округе я добился именно такого решения аналогичной проблемы, возникшей из-за строительства отеля, тоже рядом со школой.

Высотки ЛЭК бросили тень на здание соседней школы
Высотки ЛЭК бросили тень на здание соседней школы


Кровожадность к людоедам
Татьяна Славина попыталась поставить вопрос сохранения подлинного рисунка фасада в зависимость от дальнейшей судьбы образовательного учреждения, с укоризной в голосе призвав коллег подумать о детях:
— Если тут будет гостиница или офис, тогда можно требовать сохранения дворового фасада в прежнем виде. Но если остается функция школы, обязаны обеспечить положенные нормы освещенности.
— Вот пусть ЛЭК ее и обеспечивает, за собственный счет облицовывая свое здание отражающими материалами, раз они нарушили нормативы! — парировал Юрий Курбатов.
— Поручите это дело мне, — предложил Алексей Ковалев. — Я свяжусь и с Роспотребнадзором, и с роно, и с районной администрацией. Этот ЛЭК у нас еще попутно два-три этажа разберет…
Последнюю ремарку председательствующая Вера Дементьева отнесла к разряду шуток, ласково пожурив депутата за кровожадность. Совет единогласно (при воздержавшейся Татьяне Славиной) принял решение рекомендовать здание школы к включению в Государственный реестр памятников регионального значения, отнеся к неприкосновенным предметам охраны и существующий облик дворового фасада.
— Я тоже проголосовал за, — сказал в заключение зампредседателя КГИОП Алексей Комлев. — Но если все-таки школе будет угрожать закрытие, нам придется вернуться к рассмотрению этого вопроса.
Хотя, на наш взгляд, было бы справедливым вернуться к рассмотрению иного вопроса — законности действий компании ЛЭК, а также всех чиновников, выдавших постфактум согласования по «Империалу», в течение двух лет возводимому вообще без разрешения на строительство.

Татьяна ЛИХАНОВА